electromontag с 1991 года Огромный ассортимент. Высокое качество. Доступные цены
проверка заказа
torg@electro-mpo.ru

+7 (495) 795-3775

+7 (495) 363-3773

Мобильная версия сайта

Газета ЗАО МПО «Электромонтаж»

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" сентябрь 2010

В номере

С музыкой по жизни

С музыкой по жизни

Сотрудник группы по обслуживанию компьютерного оборудования отдела ВТИ МПО Электромонтаж Александр Котов играет на гитаре. В России на гитаре играет чуть не каждый пятый, так что ничего особенного. Но дело в том, что он играет на классической гитаре, и ещё создаёт произведения электронной музыки на основе гитарной классики.

— Александр, а что это, собственно — классическая гитара?

— Это акустическая гитара, шестиструнная, с нейлоновыми струнами

— И на ней исполняют произведения классической музыки?

— Я учился на классическом гитарном репертуаре. А можно играть и романсы, джаз, популярную музыку, аккомпанировать, классическая гитара — это универсальный инструмент. Но гитара во всех странах — народный инструмент, а первоначально — всё-таки испанский, первична для неё испанская музыка, прежде всего — фламенко.

— Это стиль музыки или техника исполнения?

— И то, и другое. Фламенко — песни и танцы Андалусии — южных провинций Испании. При их исполнении используются особые ритмы и приёмы игры на гитаре: расгеадо — ритмический аккордовый аккомпанемент, пульгар — когда мелодию играют большим пальцем правой руки, арпеадо — игра аккордов перебором, пикадо — исполнение пассажей указательным и средним пальцами, лигадо — использование легато левой руки. Очень характерно гольпе — выстукивание ритма по деке ногтями одновременно с щипками струн. Звук извлекают подушечками пальцев и ногтями, без медиатора.

Струны нейлоновые, мягкие, и звук мягкий, глубокий и на верхнем, и на басовом регистре. Но негромкий, поэтому классической гитары и не бывает в больших оркестрах. А вот в паре с фортепьяно, или с флейтой — очень интересный ансамбль.

— И как же началось у вас это увлечение? Дома кто-то музицировал?

— Да нет… Дядя хорошо на гармошке играл. А я просто — пел, как всякий ребёнок, родители, видимо, заметили, отец купил мне гитару — самую простую но, учиться можно было. Мне тогда было 12 лет.

У маминой знакомой сын поступил в музыкальную школу, на класс гитары. Меня тоже устроили к учительнице, я год с ней занимался — и в 1996 году поступил в ДМШ № 53 им. М. П. Мусоргского в Зеленограде. Сделали мне по заказу гитару — из красного дерева, звук богатый, красивая.

— Учились с желанием?

— Когда стало получаться, заставлять заниматься не приходилось. Играл произведения классических композиторов, которые писали для гитары, или переложения. Например, Никколо Паганини, великий скрипач, был отличным гитаристом и написал несколько сонат для скрипки и гитары, гитарный квартет, вариации на темы из опер Россини. Прелюдии и фуги, токкаты, фантазии Баха на гитаре звучат очень красиво.

— И гитара раскрывается во всём богатстве своего звучания. Хотя и не оркестровый инструмент, здесь сама как будто целый оркестр… На каких-то ещё инструментах играете?

— Могу на бас-гитаре, балалайке — играл в школьном оркестре, учился играть на фортепьяно, это общий курс для всех.

Но на гитаре занимался больше, изучил приёмы игры, до автоматизма.

— Приходилось выступать со сцены?

— Когда учился, мы выступали в детских домах и школах, на избирательных участках — я там играл один и в дуэтах. Участвовал в конкурсах в Гнесинском училище, на одном из них играл отрывок — гитарное переложение — из симфонии № 5 Бетховена — это где лейтмотив — тема судьбы, её все знают…

— Ну, да: ля-ля-ля-фа-а-а, соль-соль-соль-ми-и-и… А были мысли связать свою судьбу с музыкой, заниматься профессионально?

— Я музыкальную школу окончил одновременно с общеобразовательной, и выбор действительно стоял. И хотя участвовал в конкурсах в Гнесинке…

— …Государственном музыкальном колледже имени Гнесиных…

— …всё-таки не решился. Я уже тогда увлекался компьютером — и поступил в МГИЭТ, Московский государственный институт электронной техники у нас в Зеленограде, окончил. Сейчас играю — иногда, по вечерам, для себя. Времени, правда, не хватает.

— А поиграть у костра, или в компании, аккомпанировать застольному пению — можете?

— Конечно. Я и менуэты, сонаты, могу, и популярные мелодии, и русский рок. Классическое образование не мешает, наоборот: сольфеджио, основы музыкальной грамоты едины для любого инструмента и направления музыки. А у костра, бывает, играем в две, в три гитары.

— Вы, наверное, популярны в своём окружении?

— Раньше, когда чаще встречались в компаниях. Классическая игра на гитаре — это же событие! А я ещё и пел!

— Девушкам нравилось, наверное…

— А как же!

— По публичной, концертной деятельности не скучаете?

— Нет, в своё время хватило. Сейчас, дома, занимаюсь созданием электронной музыки, точнее — сведением классического гитарного произведения с электронными звуковыми стилями.

— Это как?

— Получается как бы исполнение виртуального оркестра: партии инструментов синтезируются и обрабатываются компьютерными программами. Например, стиль Ambient — это сочетание сэмплов — небольших оцифрованных звуковых фрагментов — с протяжной мелодией, медленного прямого ритма и глубокого баса. Красивый звук оцифрованной мелодии акустической гитары, где-то быстрой, где-то медленной, придаёт современному стилю ещё больше красоты. Звуковой редактор Sound Forge позволяет мне добавить на сэмплы гитары и других электронных инструментов множество эффектов: хорус и флэнжер — это модулируемые задержки звуков, фэйзер — как бы звук из глубины эхо, реверберацию, разделение звуковых каналов. С помощью Reason 4 делаю бас и ударные.

Студия Acid Pro помогает сочетать оцифрованные сэмплы гитары с электронными звуками.

А в программе Sonar — это цифровая звуковая рабочая станция — я делаю готовую композицию из сэмплов.

— Её интерфейс на экране компьютера — очень похож на реальный пульт звукорежиссёра. А откуда, кстати, берётся гитарная партия?

— Так её я исполняю!

— На обычной гитаре?

— Да, на своей, классической, и в какой-то степени гитара тоже подчиняется компьютерным программам — у которых свой темп и ритм.

— И много у вас таких композиций?

— Пожалуй, уже на диск наберётся: это вариации Паганини «Non pin nesta», «Di Palpiti», фрагменты из балетов Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Иногда проигрываю эти записи знакомым. Но пока диска нет — нет времени регулярно заниматься — от силы часа 4 в неделю. Так же, как и на гитару — но нахожу: надо хотя бы гаммы поиграть, пробежаться по грифу, чтобы пальцы не забывали.

— И что же интереснее: исполнение музыки или создание её?

— Наверное, сведение интереснее: добиваться красивого, правильного сочетания звуков. Я уже в школьные годы этим занимался: у меня были гитара, старенький синтезатор, простенький компьютер. Даже не готовый трек — а часть, фрагмент — уже результат. И интересен не только результат — а и сам процесс, хотя он очень трудоёмкий. И время незаметно идёт…

— …которого не хватает…

— …душевное спокойствие наступает — когда поиграл, или сделал трек… И уже есть потребность: известную или собственную мелодию записать и послушать: как это будет по-моему?

— А собственную музыку пишете?

— Иногда поётся — стараюсь сразу записать ноты, потом можно обработать. Но цельного произведения собственного сочинения — пока нет.

— Как-то эти занятия музыкой повлияли на работу, вообще на жизнь?

— У меня пропала боязнь сцены — сфальшивить, забыть ноты, здесь сказалось большое количество репетиций перед концертами. Прошла неуверенность, когда люди на тебя смотрят из зала. И это теперь облегчает общение, с одной стороны, и приучило добиваться поставленной цели. И ещё: нужна хорошая память, чтобы запомнить нотный текст, оттенки, переходы. Когда занимался программированием — тоже требовалась память — здесь много терминов, символов.

Да, и там, и там — свой язык, которым надо владеть. Электронная музыка, о которой шла речь — сегодня уже самостоятельное направление искусства, со своими классиками, и тоже имеет особый язык.

Александр Котов этими языками владеет, хочет говорить, и главное — ему есть что сказать.