Прием заказов:
Продажа материалов, оборудования
и инструмента для электромонтажа

Не быль, и не выдумка

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" октябрь 2010

В номере

Не быль, и не выдумка
Не быль, и не выдумка

Мы рассказывали уже в нашей газете о русском электротехнике Владимире Николаевиче Чиколеве.

Что он изобрёл в 1869 г. один из первых приборов электроавтоматики — дифференциальный регулятор напряжения (см. № 44 электронной версии газеты), первые сигнальные электромагнитные реле и автоматические выключатели с дистанционным управлением (№ 12). Что выдвинул идею канализации электричества, под которой понимал «одну толстую трубу — проводник — несущую огромную массу электричества малого давления, и из этого магистрального источника электричество черпается в нужном количестве маленькими ветвями в каждый источник света или электродвигатель для механической работы» (№ 22).

Это он изобрёл дифференциальную дуговую лампу и лампу накаливания с 6 нитями, каждую из которых можно было включать после перегорания предыдущей. Вы удивитесь, но именно он в 1872 г., на 8 лет раньше американцев, изобрёл швейную машину, работавшую от электромотора и нескольких батарей. И это был первый в мире электрифицированный станок.

Он построил аккумуляторы для военных осветительных приборов. Он разработал оптическую систему разделения света одного сосредоточенного источника на множество мелких с помощью линз, призм, зеркал и труб с отражательной поверхностью — это решение он нашёл, работая над усовершенствованием прожекторов, и памятуя о канализации электричества. Он изобрёл безопасный электрический фонарь для пороховых погребов и снаряжательных заводов, и построил лодку с электродвигателем и 45 аккумуляторами ёмкостью 145 ампер-часов, которая развивала на валу более 2 л. с., для Охтенских пороховых заводов, взрывоуязвимых из-за искр от других машин.

Он вообще много сделал для внедрения электротехники в военное дело. И, будучи — всего-то — делопроизводителем Главного артиллерийского управления, сумел организовать при нём электротехническую лабораторию, электротехнические мастерские при Орудийном заводе и Офицерские электротехнические классы.

В протоколы Общества любителей естествознания занесены десятки его докладов, и более 30 статей и книг написано им — научных, учебных, справочных, и популярных.

А в 1886 г он издаёт полуфантастическую книжку «Чудеса техники и электричества», где описывает воображаемое имение некоего любителя электротехники, осуществившего у себя в доме и в хозяйстве все блестящие электрические идеи и прожекты того времени. У него всё электрифицировано: и сельскохозяйственные работы, и освещение, и отопление. Хозяин рассказывает и об экономичности такого решения вопроса, предъявляя денежные подсчеты, и о гигиеничности электрического освещения, показывая загрязненные керосиновыми лампами обои, и чистые — в комнатах с электрическими. Электроэнергию в имении дают четыре ветряных двигателя вращают динамомашины, питающие аккумуляторные батареи.

В. Н. Чиколев предлагает представить себе лодку, в которой «уселось 40 пассажиров, и на всем пространстве палубы нет ничего, кроме ручки руля — ни мачт, ни дымовой трубы, ни поджаривающего вас сбоку или спереди котла, ни гремящей или брызгающей салом паровой машины, ни грязных машинистов, ни угольной пыли, и на всей лодке прислуги — один рулевой. Под палубой помещается батарея из 80 аккумуляторов»… По его мнению, найдется ещё много случаев, когда расход на двигательную силу при аккумуляторах будет дешевле, чем при работе паром. И опять предлагает представить — что «около некоторых главных пристаней лёгкого пароходства в Петербурге вместо безобразных барок с запасами каменного угля стоят гидромоторы Ягна, которые помощью течения Невы заряжают аккумуляторы для пристающих пароходов. При этих условиях, помимо блистательных финансовых результатов, насколько выиграют пассажиры и город от отсутствия дыма, грязи и всех иных прелестей».

В объёмистой книге «Не быль, но и не выдумка. Электрический рассказ» (1896 г.) фантазии В. Н. Чиколева заходят ещё дальше. Он рассказывает о своём посещении только что открытого Института экспериментального электричества, в котором разработаны его новейшие применения — например, подробно описаны устройства «электрических экипажей». В главе о расследовании причин пожара, он наглядно опровергает мнение об особой опасности электрического освещения в пожарном отношении.

Правда, потом выясняется, что такого института нет, но высказывается мысль о его большой надобности — в том числе и для того, чтобы русский изобретатель по заслугам занял выдающееся место среди гениев мира.

Попутно, в своём «электрическом рассказе» Чиколев популярно изложил основы и понятия электричества и электротехники, описал главнейшие приборы и аппараты — малоизвестные тогда счётчики, машины, лампы, в доступной форме ознакомил читателя с работой электростанций, и предсказывал «громадное развитие» электричества — причём, даже в неожиданных направлениях: «Я не сомневаюсь, хотя это достижение, конечно, уже выпадет на долю наших детей, что перестанут жечь уголь для передвижения поездов, а попросят солнце принять на себя этот почтенный труд, который нам самим может стать уже не по силам и средствам. Ожидаемый прогресс ускорится тем более, чем менее техника будет закрывать глаза перед несовершенствами практикующихся способов, будет руководствоваться в своих трудах непогрешимыми принципами науки, а не случайными прихотями фантазии …»

Владимир Николаевич Чиколев (1845–1898), современник П. Н. Яблочкова и А. Н. Лодыгина, в отличие от них, был не только талантливым изобретателем, но и солидным теоретиком, одним из устроителей первой Всероссийской политехнической выставки 1872 г. и основателем электротехнического отдела Политехнического музея в Москве.

И ещё — вдохновенным писателем, в статьях которого в созданном и редактируемом им журнале «Электричество» немало научных статей, полезных электротехнических и знаний — и предсказаний, в которых реальность соседствует с мечтой, быль с выдумкой

 
Каталог