electromontag с 1991 года Огромный ассортимент. Высокое качество. Доступные цены
проверка заказа
torg@electro-mpo.ru

+7 (495) 795-3775

+7 (495) 363-3773

Мобильная версия сайта

Газета ЗАО МПО «Электромонтаж»

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" октябрь 2007

В номере

Запасный полк Александра Дъячкина

Запасный полк Александра Дъячкина

Говорят, всегда завороженно смотришь на то, как горит огонь, как течет вода и как работают другие люди. Добавим: и слушаешь, как увлеченные рассказывают о предмете своего увлечения.

Сегодня руководитель группы отдела закупок «МПО Электромонтаж» Александр Михайлович Дьячкин рассказывает о масштабном, или стендовым, моделизме. Он, прослуживший в армии более 20 лет, подполковник запаса, давно занимается изготовлением и коллекционированием уменьшенных точных копий авиа- и бронетехники.

— К масштабному моделированию меня приобщили учителя и пионервожатые. Они заявили, что стране нужны юные техники, и юные пионеры строем и с песнями пошли записываться в кружки. Дело было в Горьком, где я тогда, в начале семидесятых, жил. Недалеко от дома, на пустыре, по выходным «техники» постарше показывали свои кордовые модели. Это было страшно интересно: самолеты, как настоящие, летают, трещат моторчиками внутреннего сгорания, и красиво раскрашены, со звездами и номерами.

В авиамодельном кружке мест уже не было, пошел в судомодельный. Заниматься там было тоже интересно: деревянные детали тральщиков и торпедных катеров нужно было не только точно и аккуратно выпилить и склеить по чертежам казеиновым клеем, который практически не отчищался от рук, но и оснастить движками, раскрасить и, в конце концов, спустить на воду. И видно было, как под твоими руками рождается корабль, плавающий как настоящий, только маленький.

Но ездить в кружок было далеко, возвращаться затемно, когда уже и не до уроков. Мама решила это дело поправить, и поступила мудро и тактично. Она подарила комплект деталей для склеивания модели вертолета! МИ-10К! Пластмассового! С лопастями для винтов, колесами и стойками для шасси! С рельефными лючками на корпусе, болтами и ручками на дверях! С эмблемами на переводных картинках! Импортную (из Германской Демократической республики)! А дорогую-то – аж 2 рубля…

С этого и началось. Строил, уже дома, модели самолетов. В то время появились наборы, позволяющие проявить не только усидчивость и аккуратность, но и какое-то творчество, хотя бы в раскраске.

Потом был перерыв лет на 10 – учеба, служба в армии, переезды в Казань, Орджоникидзе, Калинин, Москву, семья, быт, – не до того. А как-то раз, лет 20 назад, пошел в «Детский мир» что-то купить для сына, и в одном из «закоулков» магазина обнаружил этакий черный рыночек. На полках пусто, а здесь из-под полы – разнообразие и наших, и заграничных наборов для моделирования такого качества изготовления, какого он, собравший уже тогда целую эскадрилью самолетов, и в глаза раньше не видел. Разговорился с одним «продавцом», выяснилось, что рядом, в Политехническом, регулярно собираются моделисты.

— Пришел однажды. Называлось все это «клуб по интересам», а фактически – не разберешь, кто там моделисты, кто коллекционеры, кто перекупщики, — усмехается Александр Михайлович. – Но увидел модели… вот тут-то сердце и защемило. Понравился комплект «Спитфайр» тщательностью изготовления деталей, отделки поверхностей. Купил. Потом «Мустанг». Потом втянулся. Захотелось сделать их еще более настоящими, чем получилось у изготовителей набора. Искал книги с чертежами, описаниями и рассказами об истории создания этих самолетов.

Модель — вроде бы игрушка. А для игры она вовсе и не предназначена – все так тонко проработано, что сломать немудрено. В то же время, вложить в нее надо не только умение, но и знания о большом прототипе маленькой, 1:43, 1:35, 1:72, модели. А. Дьячкин нашел книгу о воздушной войне над Британией – там англичане не только свою Родину защищали, но и нашу, сковывая громадную группировку Люфтваффе. Прочитал и о немецких самолетах, и о Королевских ВВС – грех не собрать союзнические «Москито» и «Ланкастер», а позже – и вражеские «Мессершмитт» и «Юнкерс». Дальше – больше – прочел книги о танках, заинтересовался их моделями.

— Первую «броневую» модель – советскую боевую машину пехоты, БМП-1, собрал в 1996 г. Хорошая машина, знакомая, не раз приходилось за рулем сидеть, и хорошая разработка модели – один к одному, деталировка отличная. Не мог не собрать легендарного среднего танка Т-34 в нескольких модификациях, затем тяжелых — «Клим Ворошилов» и «Иосиф Сталин». Большинство готовых наборов для них сумел достать, а вот ИС-1…

Я решил строить модель ИС-1, эти танки первыми вышли к рейхстагу и послужили основой для послевоенных «тяжелых» серий, — объясняет Дьячкин.

— Готового набора не было, взял ИС-2, некоторые детали от КВ-85, это «Климент Ворошилов» с пушкой 85 мм, они одного класса, нашел чертежи, некоторые детали сделал по ним сам, потом подгонка, покраска, а даже две настоящие машины, окрашенные из одной бочки, различаются по цвету, не говоря уже, что, допустим, Омский, Челябинский, Харьковский танковые заводы один и тот же танк выпускали разной комплектности, так что двух одинаковых машин просто не бывает ни «в природе», ни в модели, особенно если хочется сделать модель живой – с потертостями, ржавчиной, вмятинами, следами от осколков, или навесить какое-то дополнительное оборудование, и даже потом, уже готовый, она стоит на стеллаже, и смотришь на нее вроде каждый день, месяц, год, и вдруг она «просит» добавить что-то, поправить, и возвращаешься к ней, ведь просто склеить танк из набора можно за пару вечеров, или уделять им минут по 20 по вечерам, это несложно, телевизор смотреть совершенно ни к чему, времени жалко, а инструментов требуется минимум, и выглядеть он будет хорошо, но ИС-1 я делал полгода, и радость от окончания работы была, но вот не считаю его законченным, а иногда думаешь, собрать еще одну модель машины, которая уже есть но, например, в зимнем камуфляже, с другим вооружением или с другим расположением оснастки…

Некоторые моделисты строят диорамы — композиции, в которых техника «живет» в воссозданном по фото ландшафте, с растительностью, строениями, окопами, грязью, и «заселенном» людьми. Очень увлекательно, но, как сказал один писатель, если бросить работу и творить, то «жить на что», а если работать и творить — то «жить когда»… А ведь кому-то, если «без творить», то «жить никак».

— Я собрал около сотни самолетов, больше ста танков и самоходок, военной поры и современных, наших и зарубежных. По этим моделям можно изучать историю техники, да и саму историю. А литературы сейчас по прототипам – немерено: это и воспоминания конструкторов, военных, и сводки боевых действий.

И он рассказывает, так же увлеченно, детально, о Курской дуге, ее героической правде и созданных вокруг мифах, о собственно битве лучших в мире танков, о солдатах и генералах, их подвигах и поражениях. Все это он узнал, когда искал информацию, позволяющую создать модели, идеально копирующие реальные образцы.

Танков А.М. Дьячкин собрал больше ста — целый полк. Это мощная ударная боевая сила. Полку указывается ближайшая задача и направление дальнейшего наступления. Каковы они?

— Ближайшая задача выполнена, достигнуты рубежи в умениях и познаниях, заняты позиции в шкафах, их дальнейшее оборудование намечается после смены меблировки в квартире. На стапеле – аэробус А-380 ждет завершения. Планирую собрать старые добрые ГДР-овские ТУ-134 и 154, еще в советские времена купленные, да еще с полсотни наборов нераспакованных есть, — докладывает подполковник Дьячкин. — А полк…

А полк пока пребывает в запасе, на переформировании.