electromontag с 1991 года Огромный ассортимент. Высокое качество. Доступные цены
проверка заказа
torg@electro-mpo.ru

+7 (495) 795-3775

+7 (495) 363-3773

Мобильная версия сайта

Газета ЗАО МПО «Электромонтаж»

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" ноябрь 2007

В номере

Часы — как люди

Часы — как люди

Семьдесят семь лет назад, к 7 ноября в СССР были выпущены первые советские часы, собранные полностью из советских же деталей. Этому предшествовало ударное строительство Первого Государственного часового завода, который был построен за полгода. Коллекцию часов, в основе которой продукция этого предприятия, собрал начальник транспортного отдела «МПО Электромонтаж» Сергей Кузьминых.

— Первый Московский часовой завода им. Кирова, ныне группа компаний «Полет», был флагманом часовой индустрии. И не только СССР: на экспорт в 70 стран мира шло до 80 процентов его продукции. Именно здесь выпущены в 1946 году первые в стране наручные часы «Победа». Это было важное событие для послевоенной страны. Их название, внешний вид, характеристики утверждал лично Сталин. Одна из их модификаций — «Штурманские» — слетали в космос с Ю. Гагариным. Первый советский хронограф «Стрела» первыми в мире побывал с А. Леоновым в открытом космосе. Здесь разработан первый советский наручный будильник «Сигнал», рассказывает Сергей Михайлович и показывает свои раритеты, которые по характеристикам по-прежнему современны.

— «Антарктида» была специально создана для участников первой экспедиции на Южный полюс. Плоские часы «Вымпел» награждены золотой медалью Лейпцигской выставки. Толщина корпуса сверхплоских часов «Полет» 1965 года – 4,8 мм, механизма – 1,85 мм.

«Полет» успешно выполнял поставленную задачу: обеспечить население доступными и качественными часами.

А в середине девяностых на 1 МЧЗ, как и повсюду, пришел развал. Выпускали только кварцевые часы и на рынок пытались продвинуть дешевле себестоимости. Выправить положение удалось только благодаря тому, что «Полет» уже не выпускает дешевых часов – в основном, элитные и эксклюзивные, золотые, инкрустированные брильянтами. Завод стал похож на ювелирный. Предприятие, выпускавшее часы миллионами и для миллионов, собирает лишь десятки тысяч. При этом единственный в стране разработчик конструкций работает, в основном, на заграничных комплектующих.

Сергей Михайлович рассказывает об истории завода — его рождении, триумфе и крахе с таким знанием дела, гордостью и сочувствием, будто сам проработал там все эти 77 лет.

Но нет, его жизнь связана не с часами, а с автомобилями. Окончил автотехникум и машиностроительный институт. 12 лет назад пришел в «МПО Электромонтаж» экспедитором, теперь начальник транспортного отдела. Когда работал слесарем в 19 таксопарке, вместе с другими поддерживал в рабочем состоянии старые такси – для самодеятельного музея. В коллекции были Фиат двадцатых годов, Эмка, ЗИМ, Победа, Волга…

Главное для коллекционера, все же – совершенство механизма и имя мастера или фирмы. С. Кузьминых собрал в своей коллекции историю часов «Полет».

— Интерес к отечественным часам вырос из интереса к часам швейцарским, — рассказывает Сергей Михайлович. — Лет десять назад решил купить часы – обязательно швейцарские, механические, известной фирмы, которая трепетно относится к своей репутации. Классические, то есть не «большие и черные», как модно сегодня, а элегантные. Дорогие, но в пределах моих возможностей.

А в то время на российский рынок пришла швейцарская «Swatch Group» выпускающая известные марки «Omega», «Longines»,» «Tissot» и др. Благодаря ей появился у нас интерес именно к швейцарским часам, а не к часам вообще.

Мой выбор остановился на часах «Омега». Фирме более 150 лет, одна из ведущих в часовом деле, мировой чемпион по точности. Марка узнаваемая, ее знают семь человек из десяти.

Получить всю эту информацию, выбирать конкретные часы помогали знакомые, коллеги.

Вот тогда-то я обратил внимание и на часы советские. А у нас ведь всегда были такие, которыми мог гордиться их владелец. И мне удалось собрать все самые лучшие, которые производила отечественная промышленность.

Сегодня на прилавках обилие кварцевых часов, которые не надо заводить, а положенные 86 400 секунд в сутки они отсчитывают честно. Зато механическим не нужны батарейки, но не поэтому же они остаются не только популярными, но и престижными? Не только же из-за декоративной отделки внутренностей, особенно у скелетонов с прозрачным корпусом (кварцевые-то все на одно лицо)? Может, причиной тому все же красота их механизма в работе, то, что «в них жизнь идет», как говорит С. Кузьминых, их сердце, душа, их завораживающее тиканье?

— Мне однажды удалось приобрести комплектующие часов «Полет», — вспоминает он. — Стал читать книги по технологии часов, знакомился с опытными мастерами. И собрал коллекцию собственноручно в прямом смысле. В своих часах я не только по теории знаю, как взаимодействуют шестеренки передаточного механизма, работает спусковой механизм и как отрегулировать равномерность хода. Каждое колесико, мостик, стрелку я подержал в своих руках, каждую деталь сам поставил на свое место. А теперь все часы идут – как когда-то у нас были на ходу такси в музее. Есть еще остатки тех запчастей, да знакомые приносят старые часы, – их бы интересно восстановить, вот только часы всё идут, а времени свободного всё меньше…

Говорят, часы сродни автомобилю. К разным машинам, даже одной марки, приноравливаешься индивидуально. У каждого часового механизма, даже массовой серии свой характер, свои особенности – по цвету циферблата, степени полировки поверхностей, форме стрелок, материале стекла… Часы и заводятся по-разному, и ходят (случается,торопятся или опаздывают), и «разговаривают».

Они все разные. Как люди.