График работы в майские праздничные дни: 1 мая 2024г. магазины не работают. Подробнее
Прием заказов:
Продажа материалов, оборудования
и инструмента для электромонтажа

Военная сила тока

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" май 2012

В номере

Военная сила тока
Военная сила тока

За десятилетия, прошедшие после Великой Отечественной войны, мы прочитали столько книг и посмотрели столько фильмов о ней, что, кажется, знаем всё.

А о секретных огненных сетках, о шаговом напряжении, от которого строго сегодня предостерегают гражданские инженеры по технике безопасности, и которое было грозным боевым средством, о прожекторном оружии, выявлявшем воздушные цели и слепившим противника на земле?

Вообще об электротехнических войсках, с их эмблемой – скрещённой лопатой и топором и пучком молний?

Надо знать. Надо вспомнить.

Битва под Москвой. Созданный летом 1941 г. 8 отдельный инженерно-строительный батальон к октябрю разработал и ввёл фронтовое оборонительное высоковольтное полукольцо электрозаграждений вокруг Москвы. Это был четырехрядный проволочный забор из колючей проволоки на деревянных кольях длиной 300 километров – от Хлебниково, западнее Нахабино и Красной Пахры и на юге в районе Подольска - Домодедово. Напряжение до 1700 вольт от базовых сетей Мосэнерго подавалось через 30 подземных подстанций, преобразующих трёхфазный ток 6000 В в однофазный. Это был первый в истории случай использования стационарных электризуемых заграждений в таких масштабах.

Обычно подключенная к току проволока навешивалась в последнем из 3-4 рядов заграждения, а перед первым рядом устанавливалось мины – зачастую противотанковые.

На Карельском перешейке для электризуемых заграждений использовались передвижные электростанции АЭ-2, они подавали ток на специальную сетку шириной 2,5-4 метра, подвешиваемую на специальных кольях на высоте около тридцати сантиметров над землей.

Когда в декабре 1942 года заработала Ладожская ледовая трасса, 13-й электробатальон установил две передвижные электростанции на берегах озера, а на льду - 10 километров заграждений из спирали Бруно, заземлённой спущенными в озеро трубами, и сетки на колышках. Диверсантам не удалось нарушить работу Дороги жизни.

А вообще, на оборонительных рубежах Ленинграда было установлено 8800 заграждений.

Сталинград, 6-й батальон электризуемых заграждений с передвижными электростанциями АЭ-2. Только в августе 1943 года сетки батальона убили четыреста солдат и офицеров противника.Курская дуга. Блокирование 188-тысячной вражеской группировки под Будапештом…

Надо сказать, фашисты понимали всю физику этих военных действий – но против удара электрического тока, призванного на военную службу, устоять трудно.

Ну, как: сапёры-электрики отрывают ровик шириной не менее шага, дно и стенки которого выстилают изоляционным материалом, укладывают оголённым кабелем и маскируют дёрном. Что получают солдаты противника – правильно, удар шаговым напряжением. И куда бежать?

По тому же принципу действуют водные электрозаграждения.

Это, кстати, оказывало большое психологическое воздействие и на фашистов (паника!), и на наших (и удовлетворение победой, и уважение к технической мысли).

Вообще-то электротехнические военные действия замыслил ещё в 1840 году академик Б.С. Якоби, который при лейб-гвардии сапёрном батальоне создал особую учебную команду для теоретического обучения гальванизму и способам применения его в военном употреблении толковых в механическом и слесарном деле нижних чинов. Потом стали готовить офицеров-электротехников в Главном инженерном училище, создали минный офицерский класс в Кронштадте (и в Великой Отечественной электро- и радиоуправляемые мины сыграли важную роль). Созданная в 1857 году при военном министерстве электротехническая часть ведала вопросами применения к военным надобностям изобретений по электротехнике, минному, подрывному и телеграфному делу, воздухоплаванию и военной голубиной почте, технической деятельностью инженерных войск по этим специальностям и снабжением минными, подрывными, телеграфными и воздухоплавательными приборами.

Рабоче-крестьянская Красная армия уже в1919 г. имела два электротехнических батальона, и к началу сороковых годов силами электротехнических подразделений инженерных войск были построены ДОТы - серьёзные долговременные оборонительные огневые точки, с автономным и магистральным водоснабжением, фильтровентиляцией воздуха, освещением, электроподъемниками снарядов к орудиям, электризацией заграждений – и мощными подземными электрическими подстанциями.

Это история длинная и славная – как и всякая военная история. Электротехника в советской России в это время двигалась триумфальным мирным путём плана ГОЭЛРО и создания индустриальной базы. В армии, как видите, была своя электрификация. С началом войны была сформирована 33 отдельная инженерно-сапёрная бригада специального назначения в составе семи батальонов инженерных заграждений, батальона электризуемых заграждений, батальона специального минирования, который должен был заниматься установкой мин замедленного действия и управляемых на расстоянии по радио. Таких соединений в то время не имела ни одна армия.

И война у электротехников была тоже своя.

Одно дело – строить электрозаграждения.

Другое, поддерживать их в боевой готовности – а ведь и кабельные системы, и станции под огнём противника выходили из строя– и под этим же огнём надо было вести ремонтно-восстановительные работы. Или подключать ранее установленные радиоуправляемые фугасы к электропитанию – тоже в момент «Ч» - под огнём…

А ведь были и штатные – но особые – задачи.

Из мемуаров капитана А.А. Скворцова.

…Я и четверо бойцов скрытно для противника, по-пластунски подползли к воздушной телеграфно-телефонной линии, используемой фашистами, подтянули за собой высоковольтный кабель и телефонный для связи. В заданное время, за 10 минут до начала нашей артподготовки я быстро и без когтей взобрался на столб, набросил на провода крючки с электрокабелем, спустился и передал команду включить ток. Понятно, что вся аппаратура там, у немцев была сожжена…

И, как все на фронте, ходили за языками. Вернее, за сапогами: узнать, какое сопротивление у немецких подошв - чтобы выставить оптимальное убойное напряжение.

Как написал упомянутый Скворцов A. А. командир электророты,

Электророта в атаку не ходила

И не кричала громкое «Ура»!

Но от врагов рубеж закрыла

Электропрепятствиями она,

Не улыбайтесь над его стишками – А.А. Скворцов же электрик, к тому же военный, капитан. А не поэт В.И. Лебедев-Кумач, у которого тоже хорошие строки:

Кто сказал что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

И весёлого чего-нибудь. Ветеранов так мало осталось, а каждый мог бы вспомнить и боевые эпизоды, и весёлые.

Как лейтенант Н.И. Павленко: прибежит, бывало, пехотный командир включи на ночь свои сетки, дай моим ребятам хоть немного отдохнуть и отоспаться – знает что враг не пройдёт.

Или как В.К. Харченко – начштаба той самой 33 бригады: ночью дежурный офицер заметил отклонение стрелки вольтметра на щите пульта управления. Это могло означать только одно — на электризуемые заграждения попали гитлеровцы. По величине отклонения решили, что человек десять-пятнадцать. Доложили по телефону в штаб бригады.

Наутро бойцы сползали, под огнём противника, и обнаружили в заграждениях … дроф. Птички такие – килограммов по 8.

Донесение в штаб быстренько похерили – а дроф, именно десяток-полтора, из электросетей выцепили, передали на кухню и немало порадовались, съемши.

…Тогда, давно, пытались победить наш народ.

Это невозможно.

Пока мы всё помним.

 
Каталог