electromontag с 1991 года Огромный ассортимент. Высокое качество. Доступные цены
проверка заказа
torg@electro-mpo.ru

+7 (495) 795-3775

+7 (495) 363-3773

Мобильная версия сайта

Газета ЗАО МПО «Электромонтаж»

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" март 2012

В номере

Мой Павловский Посад

Мой Павловский Посад

Старшему консультанту МПО Электромонтаж Олегу Уткину нравится город, в котором он живёт последние 19 лет — Павловский Посад. Райцентр в 68 км к востоку от Москвы, стоит на слиянии рек Вохны и Клязьмы, население около 70 тыс. чел. — ничего, вроде бы, особенного, таких много в России.

Но Олег Валерьевич отмечает, что у города богатая история.

— Впервые село Павлово, или Вохна, упоминается в 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты, позже — как вотчина Дмитрия Донского, — рассказал он. — А с 1844 года — это уже город, объединивший в себе несколько старинных деревень — по их именам называются районы нынешнего городского поселения Павловский Посад: Захарово, Усово, Дуброво, Меленки, Городок, Дмитровский Погост…

В городе родились известные люди — космонавт В. Быковский, народный артист В. Тихонов, писатели, художники. Есть у нас воистину национальный герой — Герасим Курин, крестьянин, победивший наполеоновского маршала Нея.

Осенью 1812 года, когда Москва была занята французами, их отряды во главе с Неем двинулись было по «хлебной» дороге на Владимир, в Вохновской волости, в окрестностях Павлова, вознамерились пополнить запасы продовольствия — и столкнулись с местными жителями, которые грабежа не потерпели. Среди них был уважаемый 35 летний крестьянин Герасим Курин. Он возглавил это сопротивление, привлёк вохновского голову Егора Стулова, и если в первый день их было 200 человек — через неделю уже более 5 тысяч, да начальник Владимирского народного ополчения князь Б. А. Голицын придал им 500 конных казаков во главе с сотенным И. Чушкиным.

Семь дней эта партизанская дивизия из необученных и вооружённых чем попало крестьян вела беспрерывные бои с отборными воинами корпуса Нея. Маршал, герой Бородинской битвы, только что получивший от Наполеона титул князя Москворецкого, повернул войска обратно к Москве — несолоно хлебавши.

Герасим Курин был награждён знаком Военного ордена — солдатским Георгиевским крестом, вернулся к своим мирным занятиям, а с 1820 по 1826 г. избирался волостным головой.

— Есть даже у нас местночтимый святой — праведный Василий Павлово Посадский (канонизирован в 1999 г). Уроженец этих мест, он прошёл трудный путь от греховной жизни к трезвости и покаянию. Вёл подвижнический образ жизни, обратил в лоно православной церкви старообрядцев раскольников, которых здесь жило много, основал в Павловском Посаде мужское общежитие по монашескому уставу. Но интересно, что он был и деловым человеком.

Павловский Посад всемирно славится набивными павловскими шалями и платками — и в городе им посвящён специальный музей, а символ Павловского платка — роза — украшает герб города. Их кустарно начали делать в Вохне ещё в конце XVIII века. А в 1855 г. купец Яков Лабзин построил крупную фабрику и пригласил в товарищество своего сродственника — Василия Грязнова — того самого праведника. Дело пошло, и из прибыли товарищи направляли и в производство, и на богоугодные дела — строительство школ и богаделен. Потом Я. Лабзин на месте захоронения Василия построил храм, позже здесь был открыт Покровско-Васильевский монастырь.

На мануфактуре Лабзина-Грязнова каждый платок проходил через руки 18 мастеров, но они изготовлялись уже фабричным способом, годовой доход превышал миллион рублей. Сегодня «Павлово Посадская платочная мануфактура» выпускает 500 видов изделий. Их отличает собственный павловский стиль — яркий цветочный орнамент на чёрном, вишнёвом, кремовом фонах. В 1862 г. в Павловском Посаде было ещё 6 ситцевых, 12 ткацких шёлковых, 4 размотно-прядильные фабрики. Были ещё известково выжигательный завод, 17 красильных мастерских, паровая мельница. Насчитывались 485 домов, 35 лавок, и одна церковь — Воскресенский собор, колокола которого возвещали о начале знаменитых павловских ярмарок, проходивших девять раз в году в дни церковных праздников.

Сейчас «Павлово Посадский шелк» производит портьерные, церковные, подкладочные, мебельные, атласные, декоративные ткани, «Павлово Посадский Камвольщик» шерстяные — 50 артикулов. Всего в этом городском поселении 82 промышленных предприятия с численностью около 5 тысяч человек — 13 крупных и средних. В том числе, с 1889 г, «Павловская керамика» выпускающая элитный лицевой кирпич, и фирмы нового времени, производящие автоматику для теплотехники, противопожарную технику, лакокрасочные материалы, алюминиевые профили, токопроводы с литой изоляцией), и около 70 малых.

То есть сейчас это город с современными многоэтажными домами и возрождающейся производственной структурой.

— Да, подтверждает Олег Валерьевич, — есть ещё филиалы трёх университетов, картинная галерея и музей, музыкальная школа, восстанавливают стадионы, хотя выдающихся спортсменов у нас пока нет.

Но многие по-прежнему ездят на работу в Москву — до метро час с небольшим, и возвращаются домой поздно, на семейные дела только выходные и остаются. Так и у меня получилось — когда в 1993 году женился и приехал сюда. Я был выпускник Луганского высшего военного авиационного училища штурманов, лейтенант — но тогда страна не могла содержать военную авиацию и легко отпускала офицеров на гражданку.

Первое время, после полумиллионного Луганска (там родился) и промышленного Луцка с 200 тысячами населения (где служил) городское поселение Павловский Посад показалось маленьким, очень провинциальным, патриархальным даже. Как будто попал в другое столетие.

Известный поэт Олег Чухонцев так описывал свой родной город:

…Эко чудо — пахнет лесом тротуар,

Пахнет тёсом палисадник и амбар;

На болотах, где не выстоит гранит,

Деревянное отечество стоит…

Сейчас город стремительно застраивается — но всё ещё стоят на их фоне дома О. Чухонцева с необычными высокими окнами, многих безымянных хозяев с резными наличниками и воротами, фабриканта Сикачева, знаменитый не только причудливой архитектурой, но и тем, что его хозяин в подвале приютил подпольную типографию РСДРП.

— Сейчас город, с одной стороны, очень обновился, осовременился. А с другой, воссоздаётся народная память — в виде храмов, а их здесь полтора десятка, каждый из которых по архитектуре не похож на другой.

Действительно: Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Покровско-Васильевском монастыре — двухэтажный шестистолпный, в псевдорусском стиле, увенчанный декоративным пятиглавием, с высокой шатровой колокольней. Никольская церковь, «что в Кунье на Мху, у пруда» — теперь в с. Васютино — характерный для Подмосковья сельский храм типа «восьмерик на четверике», в стиле раннего классицизма с элементами барокко, а храм Вознесения Господня в Городково словно могучий богатырь в золочёном шлеме.

— История некоторых восходит к XV–XVI, а то и XIII векам. Потом, в разные эпохи, они были перестроены или выстроены заново, но с ними связаны легенды о героях и мучениках, о чудесах, здесь явленных. Так что Павловский Посад — не только текстильное производство, но и центр православной культуры. В последние годы ведь очень вырос интерес к этим вопросам, — говорит Уткин, — и как к российской истории и культуре, и в поисках национальной идеи, путей возрождения нравственных начал. И наверное, это во многом способствовало тому, что меньше стало разобщённости, агрессии, по сравнению с 90 ми годами.

Многие горожане участвуют в восстановлении, бизнесмены жертвуют на реставрацию церквей и приобретение утвари.

Деловые люди всегда участвовали в церковных делах. Храм Казанской иконы Божией Матери называют «манаевским» — по фамилии купца и городского старосты Федора Манаева. Он содержал детский приют и задумал выстроить для него домовую церковь. Привлёк купца Петра Долгова и других благотворителей, в том числе и простых людей — и в 1906 году была выстроена каменная двухэтажная церковь с тремя престолами.

— При советской власти здесь были и библиотека, и Дом пионеров, склады какие-то, столовая, в 80–90 годы –база ОМОН. В начале нынешнего века строения — то, что он них осталось, передали благочинию. Теперь силами церковных властей и прихожан храм восстанавливают — водрузили колокола, провели отделочные работы. Много сил отдали расчистке полуподвального этажа, практически полностью засыпанного — теперь там, как встарь, крестильный храм.

Олег участвовал в этих работах, и жалеет, что полностью первоначальный вид восстановить не удастся: к зданию пристроены нелепая эстакада с лестницей и высокая кирпичная труба…

— Как-то в первые годы в Павловском Посаде было просто интересно — перемена места жительства, вроде, погода как у нас на Украине, но там — степи, здесь — могучие леса. Потом трудности с работой, с жильём, жена диссертацию писала, сын родился — сейчас он окончил музыкальный колледж (виолончель и фортепьяно), готовится поступать в Гнесинское училище и ждёт призыва в армию.

Ещё из О. Чухонцева:

И представишь: так же сложится судьба,

Как из бревен деревянная изба;

Год по году — не пером, так топором —

Вот и стены, вот и ставни, вот и дом.

— А сейчас мне в Павловском Посаде даже больше нравится, чем в Луганске, на родине. Собственно, у меня теперь и здесь — Родина.

Это мой город: здесь моя семья, мой дом, мой храм.