electromontag с 1991 года Огромный ассортимент. Высокое качество. Доступные цены
проверка заказа
torg@electro-mpo.ru

+7 (495) 795-3775

+7 (495) 363-3773

Мобильная версия сайта

Газета ЗАО МПО «Электромонтаж»

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" март 2010

В номере

Воин бугурта

Воин бугурта

Электромонтажник IV разряда МПО Электромонтаж Михаил Кузьминов — ландскнехт.

Нет, не беспринципный наёмник, которому всё равно за кого воевать, не бандит и мародёр — хотя именно эти слова вспоминаются из школьной истории.

— Я рядовой воин времён франко-германской борьбы за Италию, владеющий приёмами средневекового боя холодным оружием, солдат лучшей в XVI веке в Европе немецкой пехоты, одержавшей под командованием Верховного Капитана Георга фон Фрундсберга решительную победу под Павией, — говорит он.

Поясним, Михаил — член троицкого клуба «Катценбальгер», объединения увлечённых исторической реконструкцией. Это серьёзная игра взрослых людей — на основе исторических источников воссоздание одежды, оружия, предметов быта, а иногда и событий прошлого.

— Мы собираемся по выходным и занимаемся общей физической подготовкой — это бег, силовые упражнения, и боевой — отработкой приёмов с оружием как в любом другом виде единоборств. Но у нас бои контактные, и по правилам которые были приняты в XVI веке.

— А откуда Вам известны эти правила? Да и сама тактика, приёмы владения оружием?

— Тренировка проходит под руководством наших же товарищей, которые специально изучают их по книгам, часто иностранным и даже старинным.

Интерес к истории как организованное хобби проявился в СССР в 1980 е годы. Поначалу как театрализованные действа, моделирующие конкретное историческое сражение — ролевые игры, которые потом распространились на сюжеты из Толкиена, — зрелищные мероприятия по разработанному сценарию.

Историческая реконструкция предполагает кропотливое изучение эпохи по научным источникам и следование ей. Например, Екатерина Кутакова (Хазова), тоже сотрудник МПО Электромонтаж, рассказывала нашим читателям, как вручную, без машинки, сшила 4 женских платья средневекового скандинавского фасона, и даже ткань сама окрашивала по старинной технологии. Ушло на это 3 года. (Прочитайте: электронная версия газеты № 27).

И есть ещё историческое фехтование — реконструкция приёмов боевого искусства в контактной форме, и в костюме, доспехах, с оружием того времени и той страны.

— Но это постановочные бои с известным исходом?

— Нет, всё по-боевому, по-настоящему.

— Так ведь можно и в лоб получить?

— Можно и получить, — Михаил показывает свежий шрам. — Но если при этом победить — это того стоит. Состязание же! Даже на бугуртах — общий сценарий на фестивале есть, но роли победителя и побеждённого не расписаны, выигрывает действительно сильнейший. Надо уметь бороться. К тому же ни точного описания событий, ни таких соперников, чтобы воссоздать бой именно того периода, у нас в России нет. Чаще бьёмся сами с собой, хотя случалось сражаться и с рыцарями, и с русичами.

— А как определяется победитель?

— Воин жив и боеспособен, пока не упал.

Бугурт в средневековье — учебный бой затупленным оружием с отработкой приёмов и тактики — для грядущих сражений. Сейчас на фестивалях реконов (реконструкторов истории) бугурты проводятся по средневековым канонам. Снаряжение рыцарей и воинов укомплектовано в едином историческом периоде и реально защищает от удара. Не допускается оружие, представляющее опасность. Воин выбывает из боя, если «реально ранен, смертельно устал или согласно обету не может биться с данным противником».

— И чем Вас привлекает этот… экстрим?

— А зачем люди ныряют глубоко под воду, или летят на лыжах с горы? Почувствовать и показать свою силу, свои возможности. Только здесь не просто какой-то экстрим в историческом обрамлении — это ещё соотношение себя к культуре и времени.

В то время — XV–XVI в. — лоскутные государства Европы постоянно воевали за слияние или поглощение, но регулярных армий содержать не могли. Пехотинцы, завербованные из кого попало сегодня, завтра шли в бой. А победить можно только с солдатами-профессионалами, не имеющими вне военного дела никаких национальных, политических или религиозных интересов. Максимилиан I Габсбург, эрцгерцог Австрии, король Германии, император Священной Римской империи, в 1480 е годы организовал вооружённые формирования вроде нашего ОМОНа — по-немецки Landsknecht, для усмирения непокорных территорий. На их основе из деклассированного сброда была создана армия нового типа с отличной выучкой, эффективной тактикой и высоким корпоративным духом. В битве при итальянском городе Павии 23 февраля 1525 г. ландскнехты разгромили знаменитую швейцарскую пехоту и стали считаться лучшей пехотой в Европе.

— Хорошо. А оружие, доспехи? Их же ковать надо — нужны печь, горн, наковальня, молоты?

— Я вооружён катценбальгером (кошкодёром), — это короткий меч, и баклером — железным щитом диаметром 57 см. А у капитана — большой двуручный меч цвайхандер. Металл покупаем на строительных рынках. Кузница есть оборудованная — арендуем помещение. И куём, только не затачиваем.

— Так ведь они всё равно железные!

— На то и бой! К тому же на голове — шлем Салад, похожий на каску, с длинным назатыльником, защищающим шею, и с забралом.

На теле — доспех Бригантина — рубаха из толстой кожи, с приклёпанными изнутри стальными пластинами. Руки закрыты стальными накладками — наручами, налокотниками, наплечниками. Кисти защищены латными перчатками из полос железа. Для ног тоже есть специальные доспехи.

— Кто же всё это куёт?

— Сами — у нас кузнецы есть.

— Со специальным образованием?

— Нет, просто прочитали много книг. У нас даже есть, как образец, настоящий боевой топор XIII века.

У Максимилиана тоже не было специального образования, но он умел ковать латы.

— А фартуки у кузнецов по средневековому фасону?

— Да нет, современные.

— Как одет ландскнехт?

— Одежда из современной ткани, но без синтетики: только лён, хлопок, шерсть, кожа. У меня несколько комплектов одежды — на разное время года, но по одной — ландскнехтской — моде: с разноцветными буфами — раздутыми рукавами и штанинами, с большим количеством разрезов вдоль них, через которые видна декоративная подкладка.

В пышном стиле «буфы и разрезы» со временем стала одеваться даже знать. А у ландскнехта разрезы делали одежду менее сковывающей движения. Тканью наружной было прочное сукно, лёгкая цветная подкладка. На голове вычурный берет с перьями.

Законы предписывали каждому сословию свой стиль одежды, ограничивали ранг её богатства. Ландскнехтам-простолюдинам Максимилиан позволял одеваться вызывающе роскошно — «их судьба ужасна, пусть получат небольшое утешение». Даже гульфики, первоначально доспех, защищавший важную часть тела, стали украшать всё обильнее, хранить в них кошельки и платочки, и они сделались столь большими, что «дьявол сидел на них и искушал невинных девушек».

— Сколько же стоит такая одежда сегодня? Кто её шьёт?

— Кому как, а мне — жена нашего капитана (по жизни архитектора) — она студентка-историк.

А стоимость — около 2000 руб за один костюм, за свой счёт, конечно. Но приобретение оружия, обмундирования, продовольствия и в те времена было заботой самого ландскнехта — на жалованье, которое было раз в десять больше дохода фермера.

Дополнительным доходом (в любой тогдашней армии) были грабежи в захваченном городе. Кстати, отряд ландскнехтов назывался banda, а фамилия одного из капитанов была Marodeur.

— Конечно, это игра, во время которой мы даже обращаемся друг к другу по воинским званиям. Но очень многие серьёзно относятся к ней — ежегодно в Выборге на Международный фестиваль «Рыцарский замок. Реконструкция средневековья» собираются более тысячи человек — на одном из них я побывал. (Замок — действительно рыцарский, единственный в России).

Михаилу 20 лет, в МПО Электромонтаж работает 2 года, живёт в подмосковном Троицке, там когда-то стояли французские войска, бежавшие из Москвы, и даже переночевал Наполеон.

— А почему Вы выбрали клуб германских ландскнехтов, от нас так далёких, а не, скажем, русских или французов 1812 года?

— А я специально не искал. Впервые пришёл года три назад, увидел: красивая техника боя, облачение, понравилось настроение у всех — боевое. Я ведь не историей или идеологией занимаюсь — я воин. А здесь и общая культура и физическая, а единоборства ведь как-то влияют и на характер…

Игра в войну –детская, или увлечение взрослых, или когда люди в погонах играют всерьёз и называют свои бугурты манёврами — в разной степени формируют психологию воина, волю к победе и осознание общности цели, что характерно было для ландскнехтов. Но у них не было понятия «германское отечество», как и собственно отечества.

У нас есть Отечество. Это хорошо, когда нет реальной необходимости защищать его на войне. Но хорошо, когда есть возможность и желание быть к этому готовым.