Посвящения и ощущения Владимира Хорошко
В номере
Новый офис
Выставки
Новинки ассортимента
Да будет свет
Внимание к деталям
Новые технологии
Инструмент
Кабельное хозяйство
Прошлое больших открытий
Хобби-класс
- Посвящения и ощущения Владимира Хорошко
Рассказывать о своём увлечении — писать стихи — технический консультант торгового офиса МПО Электромонтаж в Тёплом Стане Владимир Станиславович Хорошко сначала не хотел: не публичный я человек, говорит. — Но стихи-то коллегам читаете? — Ну, не стихи, а стихотворные поздравления, и не в этом главное. — А в чём главное? — Сделать приятное друзьям, знакомым…
Видимо, это у него получается — потому что поздравлений, им посвящённых — к праздникам, к именинам — от него ожидают. И читает он сам — с несвойственной профессиональным поэтам выразительностью.
— Да, поэты иногда очень монотонно декламируют.
— А приходилось раньше читать со сцены?
— Выступал, как все школьники, не более того.
— А писать стихи?
— Ни в детстве, ни в молодые годы позывов не было, но к поэзии всегда относился с трепетом. Нравятся Пушкин, Лермонтов, Блок. У Эдуарда Асадова трогает его понимание современников, как он переживает всё, им сказанное. У него очень ёмкие миниатюры, вот, например:
Ты споришь, воюешь, порою ссоришься.
И все же подумай прежде всего:
Что главное в жизни НЕ С ЧЕМ ТЫ БОРЕШЬСЯ,
А РАДИ ЧЕГО. А РАДИ ЧЕГО?
— И как же получилось что Вы начали писать — и ради чего?
— Лет 15 назад, когда дети уже учились в школе, им надо было на утренниках или по случаю дней рождения одноклассников готовить поздравления — и мы вместе сочиняли незатейливые четверостишия. Выступали на конкурсах «Мама-папа-я — дружная семья». У меня стало получаться — и однажды даже написал песню, посвящённую юбилею учительницы — на мелодию «Маленькая страна» из репертуара Наташи Королёвой. Частушки всякие придумывал…
— Типа «папа у Васи силён в математике»?
— Вот-вот.
— То есть это творчество — на заказ?
— По-разному, но всё от души. Конечно, к 17 летию дочери мне никто не заказывал — я просто подумал, что ей будет приятно вместе с поздравлением и добрыми словами услышать от родителей в стихах: «семнадцать лет уже мы сказочно богаты». Писал долго — подбирая нужные слова — здесь важны были не столько рифма, ритм, сколько смысл и эмоции.
Получилось — и то, и другое. И кажется, что перед каждой строчкой, как в восточных жанрах, подразумевается возглас «О!»:
(О!) Переполнявших душу чувств не рассказать,
(О!) Восторга в мире красками не описать,
(О!) И сердца струн звучание не передать,
(О!) Рожденья чудо до сих пор не осознать…
Промчались, пронеслись стремительно года. И юности прекрасной, словно утро, Открыты широко чудесные глаза… Юна, красива, женственна, стройна, И в жизни взрослой можешь всё сама…
Стихотворение о ветеранах написано, действительно, «на заказ», к празднику, но старичок-собеседник был реальный, и я на самом деле спросил:
— Скажите, добрый человек,
Как прожили двадцатый сложный век?
Пожав плечами, тихо он сказал:
— Служил, трудился, воевал.
За этими обычными словами
Промчались вихри грозных лет…
И просто, обыденно ветеран долго рассказывал о трудном хлебе, о любви, о потерях близких, о войне, ничуть не выпячивая своих заслуг перед нынешним поколением.
Стихотворение, задуманное к конкретной свадьбе, как оказалось — на общую, вечную тему:
Любовь, каханне, milistiba, libe, love!
По разному звучит на многих языках.
Но суть, основа в звуках сих одна —
Без них не мыслят жизнь Он и Она.
Даже философское в нём что-то есть.
Или вот автор удивляется, «как много Богом женщине дано!» — и из каких неприметных мелочей складывается бесценное богатство её души, её любви. Впрочем, не будем пытаться пересказывать своими словами — они останутся вроде бы те же, а смысл может исказиться, померкнут детали, притупятся эмоции, исчезнет связь момента жизни с глубинной сутью бытия. И высокое будет поглощено обыденным. А суть стиха как раз — стремление выйти за пределы обыденного…
— Поэзия — говорит Владимир Станиславович, — самая эффективная форма, оболочка, в которой можно донести свои мысли и эмоции…
— …посвящения и ощущения…
— …кратко, концентрированно: несколько строк — а сказано многое.
Вот Хорошко в 14 строках, в форме классического сонета ностальгирует по ночам, проведённым у костра:
Порою в жизни не хватает нам огня,
реки, заката и раздумий на исходе дня.
— Конечно, поэзия изначально романтична, — подмечает он в беседе, и сетует в стихе:
Как жаль, что в нынешний безумный век,
Мы без оглядки совершаем бег, —
И вопрошает риторически:
— Душе ранимой, как не очерстветь?
Душе открытой, как здесь не замкнуться?
Как от безверия и забытья очнуться?
Как разбудить уснувшее в душе добро?
Век действительно безумный, особенно если сравнивать с временами его юности, молодости. Сначала жил в Белоруссии — в деревне и в 150 тысячном городе Барановичи. Учился в военном авиационном училище в Даугавпилсе — втором после Риги городе Латвии, но тоже небольшом. Служил 16 лет в Гвардейском Полоцком авиаполку в гарнизоне Савватия, в Котласе.
— Там были другие отношения между людьми — от простого знакомства до больших общих интересов, жили сплочённо, весело и друг про друга всё знали — кто огородничает, кто мастерит что-то, кто резьбой по дереву занимается, кто водку пьёт. А в большом городе каждый сам по себе — даже в пригородной Балашихе, куда я был переведён в 2001 году.
Литературоведы полагают, что человек пишет потому, что ищет в поэзии опору в чужом для него мире, БОРЕТСЯ С всеми проблемами и нелепицами мира РАДИ ТОГО, чтобы понять его истины. Стихи становятся целебными и жизненно необходимыми и для своих творцов, и для их окружения.
— Вот говорят, писать стихи можно только когда не можешь не писать. Вы можете?
— Раньше мог — теперь уже остановиться не получится. Даже рифмы иногда рождаются сами по себе — без темы. Именно так, внезапно возникшая пара «фонарь — ларь» пригодилась позже в посвящении нашему кассиру Валентине Михайловне:
Луна, фонарь, лекарства и аптека
Остались в недалёком прошлом где-то.
Монтаж, фонарь, фонарь, ещё фонарь,
Розетки, лампы и с деньгами ларь…
— На Блока похоже, только у него, вроде бы, монтажа и розеток не было.
— Она раньше работала фармацевтом — отсюда и аптека, как у Блока, рядом с фонарём…
— Воистину: В начале было Слово… И хочется его высказать?
— Да, если не писать в пустоту, если получается донести до других свои ощущения и своё добро — в такой форме или в другой какой-то. Вот в чём потребность. Не оставить без внимания человека. А вообще-то каждый рождён донести что-то важное, что в нём есть.
В МПО Электромонтаж В. Хорошко работает скоро год. И уже полгода пишет свои вирши в честь сослуживцев — коллективные, к общим праздникам, и индивидуальные — подмечая то необыденное, что в них есть: «талант к путешествиям», эрудицию, привычку напевать за работой, занятия скалолазанием, цветоводством, усердие перед сдачей на права или душу «тонкого обольстителя».
Они тоже, как Владимир Станиславович — увлечённые чем-то своим люди, и хобби для них — сродни играм, пришедшим из детства.
— Да, разумеется, — возражает Хорошко. — Их интересы не ограничиваются работой и повседневными домашними заботами, они более гармоничные личности, интересные собеседники по тематике своих увлечений, они делают мир вокруг нас ярче, живописнее, интереснее и разнообразнее. Но коллекционирование, моделирование, творчество или спорт — для них не игра, а часть жизни.
Но общее для всех них всё же — что они продолжают познавать мир, себя и людей — как в детстве — посредством игры, которая в этом смысле философская категория, то есть все серьезно. И в игре-увлечении они реализуют врождённую потребность души — постоянно трудиться.
Поэзия тоже игра — ощущений, воображения, игра словами, и потому приносит радость, как и всякая игра. И это труд души, изгоняющий скуку.
— Интересно общаться с увлечёнными людьми, — говорит Владимир Хорошко, — и хочется, хочется, чтобы их было больше.