electromontag с 1991 года Огромный ассортимент. Высокое качество. Доступные цены
проверка заказа
torg@electro-mpo.ru

+7 (495) 795-3775

+7 (495) 363-3773

Мобильная версия сайта

Газета ЗАО МПО «Электромонтаж»

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" февраль 2012

В номере

Световые картины «Огней Москвы»

Световые картины «Огней Москвы»

Здесь, в Белом городе — в Армянском переулке, между Покровкой, Мясницкой и Чистыми прудами, равно как в Кремле, в Китае, в Земляном городе и в Немецкой слободе — началось когда-то регулярное освещение Москвы. По Указу императрицы Анны Иоанновны от 27 ноября 1730 года предписано «по большим улицам для зимних ночей поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень, все в одну меру линейно, такие, какие от полицмейстерской канцелярии образцовые фонари объявлены и ценою стали каждый по рублю…».

Теперь в сохранившихся с тех времён двухэтажных палатах бояр Милославских — со сводчатыми потолками, каменными полами, выщербленными кирпичными стенами, с маленькими окнами — вот уже 30 лет располагается музей «Огни Москвы» — музей систем освещения нашей столицы.

Среди экспонатов, которые разрешается трогать руками — световые приборы, начиная от факелов, светцев — железных держателей лучины, маленьких округлых плоских чашечек под масло с фитилём — настоящих, найденных археологами — до современных, о которых регулярно пишет наша газета, рассказывая об ассортименте МПО Электромонтаж.

По музею водят экскурсии — интересные взрослым и доступные детям. Иногда они исполнены как действо театральное — Волшебно-фантастическая пiеса въ 6 ти картинахъ съ новыми декорацiями, машинами и превращенiями — под названием СВЕТ. Действующие лица — посетители музея и его сотрудники, а также фонари — масляный, керосиновый, газовый, электрический.

В первой картине рассказывают как раз о масляных фонарях от Анны Иоанновны, силою в 1–2 свечи, которые и горели-то только до полуночи, с 1 сентября по 1 мая, 18 ночей в месяц, а при луне и вовсе не зажигались. Да и то — конопляное масло было «чисто, для пищи приятного вкуса», так что часто попадало фонарщикам в кашу. Тем не менее, ещё в 70 е годы XIX века на окраинах подслеповатые масляные фонари ещё встречались.

А в богатых домах в те годы зажигали свечи — сальные, реже — восковые. В парадных залах Троекуровых и иных бояр под потолками даже висели на цепях настоящие кованые люстры, в которых при торжествах горели десятки свечей — такие тоже в музее есть.

Картина вторая — о шкаликовой иллюминации.

Тёмные московские улицы во время праздников оживали — на специальных каркасах устанавливались разноцветные шкалики. В 1856 г. на Сухаревой башне 27 000 таких светильников устанавливали 549 рабочих.

Картина третья — керосиновое освещение.

Замену конопляному маслу искали долго — пытались использовать и лампадное, довольно дорогое, и хлебный спирт, который фонарщики зачастую потребляли внутрь и «офонаревали». Но в середине XIX века появилось минеральное масло, или керосин, — более светотворное, лёгкое и дешёвое горючее. В 1863 году Московская Городская Дума отдала подряд на установку 2200 керосиновых фонарей французскому предпринимателю Ф. Боаталю. Москва приняла почти что европейское обличье, на улицах стало оживлённее и сама толпа расцветилась и подобралась. В музее такие представлены в настоящем своём виде.

Картина четвёртая. Газовый фонарь.

В 1865 году Московская английская фирма Букъе и Гольдсмит подрядилась поставить и засветить 3000 газовых фонарей силой 12 свечей, проложить газопроводную сеть — и к 1868 году они уже сияли на улицах Москвы. Правда, к газовой сети москвичи интереса не проявляли, активно начали подключаться только к 1905 году — когда уже вовсю светило электричество. Однако и газ горел на улицах Москве до 1932 года.

Пятая картина посвящена «Русскому свету» П. Н. Яблочкова, его дуговым лампам в 5 с лишним тысяч свечей (это примерно как 5 киловаттная лампа накаливания, если можете её представить).

В шестой — рассказ об электрической иллюминации 1883 года в день коронации Александра III, когда тысячами огней засверкали колокольня Ивана Великого, Василий Блаженный и Храм Христа-Спасителя…

Это всё — в «пiесе». Но полная экспозиция богаче. Здесь и керосиновые лампы, и газовые, и первые домашние электрические светильники-подвесы. Конечно, серийные мощные, и уникальные — для кремлёвских звёзд — лампы. И аппаратура управления освещением. А ещё — электрические уличные часы (под которыми назначали свидания).

Просто забавные подсвечники — фигурки симпатичных фонарщиков (которым освещение — не «до фонаря»).

Интересны рекламные плакаты старых времён. Вот Осрамъ предлагает лампы накаливания на 1000 свечей, 250 В, а Philips до 200 свечей на 17–130 и 130–260 В с 70 процентной экономией (уже тогда было понятие энергосбережения!).

Вот реклама электрической лампы Эрихъ и Гретцъ съ металлической нитью, которая дала 5500 часов горения — это ж впятеро больше, чем современная лампа накаливания!

Вот постер ленинградского государственного электромашиностроительного треста и завода Светлана — СВЕТильники с ЛАмпами НАкаливания.

И, конечно, экспозиции о сотрудниках ГУП Моссвет — организации, которая обеспечивает освещение Москвы.

Здесь вам расскажут, как развивалось московское освещение в советское время, поддерживалось во годы Великой отечественной войны, преобразилось после неё, как Москва стала одним из самых светлых городов мира.

А ещё музей проводит экскурсии по вечерней Москве — автобусные, по большим, ярко освещенным новейшими мощными фонарями улицам, и пешеходные, с фонариками, по тем самым переулкам Китая, Белого и Земляного города, где начиналось когда-то московское освещение.