electromontag с 1991 года Огромный ассортимент. Высокое качество. Доступные цены
проверка заказа
torg@electro-mpo.ru

+7 (495) 795-3775

+7 (495) 363-3773

Мобильная версия сайта

Газета ЗАО МПО «Электромонтаж»

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" февраль 2012

В номере

Русские зимние праздники

Русские зимние праздники

Мы любим праздники, посвящаем их какому-то яркому явлению, отмечаем их свершениями и празднествами. Мы любим их, если они — в душе, и если позволяют ещё и расслабиться и отдохнуть.

Мы соблюдаем старые традиции и придумываем новые ритуалы. А многие русские праздники интересны тем, что в них удивительно сочетаются традиции христиан — им у нас уже более 1000 лет, они часть нашей культуры, и язычников — ими были наши этнические предки — скифы, анты, сарматы, росоманы — славяне, нам передались отголоски и их обычаев, в том числе праздников.

Коль скоро на дворе зима — давайте посмотрим, какие у нас есть зимние праздники (не считая каникул).

Никола зимний — 19 декабря.

— Хвали зиму после Николина дня, — гласит народная примета — только после него начинаются настоящие морозы и снега.

Святой Николай Чудотворец покровительствует хлебопашцам, и имеет силу связывать судьбы суженых, и вместе с Ильей-пророком и Михаилом-архангелом участвует в перевозе душ усопших через огненные реки в мир загробный. А 19 декабря спускается с небесных полей и обходит землю Русскую из конца в конец — и бегут загодя злые духи, убоявшиеся сурового взгляда его.

И идут 3–4 дня празднества Никольщины («Зима — за морозы, а мужик — за праздники!») — с пиршествами обществом, вскладчину («Никольщина красна пивом да пирогами!»), с гуляньями. Кто-то и «дониколиться до сумы» мог. «Сучили свечку» — лакомились сотовым мёдом, а из воска делали претолстую свечу — Николаю-угоднику поставить, вымолить урожай да для дома достаток. А потом «горевал мужик, зачем Никольщина не целый век!».

Однако, Николин день был и днём первого хлебного торга: «Никольский торг всему указ!»

Рождество Христово — 7 января.

Празднику предшествует Рождественский пост — с 28 ноября. Это чтобы православный люд загодя, с благоговением в душе, готовился к светлому дню, и ждал бы первой вечерней звезды — той самой, что во время оно возвестила о рождении Спаса-Христа волхвам.

Утром в церкви стояли литургию. Дома перед закатом молились, прилепляли свечу к одному из хлебов, соломой застилали передний угол, под образами ставили необмолоченный сноп и кутью, снова молились. Солома и сноп — это оживление природы, которая просыпается с поворотом солнца с зимы на лето, кутья (каша с медом) — плодородие. Во время трапезы язычески гадали об урожае, выдёргивая из снопа соломинки, а дети цыкали цыпленком, чтоб водились куры.

И вот в полночь отверзаются небесные врата, сходит на землю Сын Божий. Рай открывает взорам праведников свои сокровища, а кому-то — судьбу. Воды в райских реках оживают, в райских садах распускаются розы, источники претворяются в вино. И кто о чём будет молиться Христу в ту полночь — всё исполнится…

В рождественскую ночь, вопреки церковным установлениям, колядовали — молодёжь ходила от двора к двору, пела песни в честь праздника («Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, В яслях положила, Звезда ясно сияла…»), поздравления хозяевам, или потешки, за это им давали денежки, хлеб, сладости, а то и потчевали водкою.

А к концу дня уже шло повсеместное бесшабашное празднование.

Святки — 7–19 января.

Эти 12 святых дней отмечаются в честь Рождения и Крещения Иисуса — между двумя этими праздниками.

От предков язычников остались проводимые в это время — зимнего солнцеворота — обряды-заклинания об урожае, приплоде скота — им потом православные церковнослужители пытались придать характер прославления Христа.

Святки — праздник как раз в пору, когда обмолотили хлеб и покончили с прочими сезонными работами – шумный, весёлый, по преимуществу, молодёжный, хотя и взрослые были не прочь присоединиться.

Важнейшее занятие — гадания: всякая невеста хотела заглянуть в будущее (хотя бы и с помощью чёрта) и узнать, кого судьба пошлёт в мужья и какая жизнь с ним ожидает.

Вечерами — на посиделки: танцы, песни, ряженье — в специально откупленной (съёмной) у какой-нибудь старухи избе.

Святочные песни сопровождались играми, хождениями девиц то рядами, то кругами.

Девушки, бывало, наряжались в мужской костюм, уговаривали какую-нибудь простушку идти за себя замуж, а парни — в женский, и влюбляли в себя этакого простофилю. Шуточки, порой, доходили и до… нескромностей разных.

Игрища — представление простеньких комедий собственного творчества, часто до неприличия грубых нравов, отцы церкви называли попросту бесовскими, хотя ничего особо оскорбляющего христианские верования в них не было.

С посиделок расходились за полночь, но парни продолжали шалости над мирно спящими односельчанами. Например, пужали стуком толстой жердью в стены избы (правда, хозяин поймает — побьёт).

А взрослые меж тем степенно ходили в гости, угощались, баловались азартными играми, порой увлекаясь до проигрыша исподнего.

Новый год.

Происходит где-то в январе, 1 го по современному календарю, новому стилю, или 13 го по старому, юлианскому, которого придерживается православная церковь.

Зимнее празднование ввёл у нас Пётр I: «Поелику в России считают Новый год по-разному (с сентября или с весны — ред.), перестать дурить головы людям и считать его повсеместно с 1 генваря и с Рождества Христова. Поздравлять друг друга, желая благополучия и благоденствия, а пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Так очередной год в лето 7209 от сотворения мира стал 1700 от Рождества.

В старом стиле Новый год приходится на самый разгул святок. Но ведь вдобавок Господь, на радостях рождению Сына, выпустил чертей из ада погулять по земле. И те не только пугали крещёный народ, невозбранно пакостили и потешались над теми, кто позабыл оградить свои дома крестом животворящим. Но и напридумали игрищ и развлечений грешных, коим с азартом предаётся легкомысленная молодежь.

Но что есть грех? Люди благочестивые считали таковым рядиться и надевать хари (маски). И гадания — грех, хотя что страшного: литьё олова или воска намекает на облик суженого, а петух, клюнувший разложенную на столе крупу, предсказывает жениха богатого, а коли воду попьёт — муж будет пьяница…

Или: двенадцать стариков, избранных обществом за примерную жизнь, ставили на паперти снопы разных злаков, а наутро проверяли: на каком больше инея, того хлеба и надо больше сеять.

Ведь день Нового года — рубеж между прошлым и будущим, и даже в самой легкомысленной голове шевелится мысль о грядущем, а в сердце роятся надежды…

«Учинять украшения от древ сосновых, еловых и можжевеловых» стали по тому же Указу Петра I, до того они были деревами «кладбищенским», а не праздничными.

В Р.С.Ф.С.Р и Рождеству как религиозному предрассудку, и безыдейному Новому году как обжорному празднику в 20-е годы был объявлен бой. И только в 1934 г в ознаменование 1 января (по новому стилю) стали проводить мероприятия — в соответствии с «Пособием для партийных и комсомольских ячеек по празднованию Нового года». Привлекали всех, в том числе верующих православных, у которых — Рождественский пост.

Вот так и оказалось у нас две даты. Поскольку праздники мы любим, то и, ничтоже сумняшеся, отмечаем Новый год два раза. Но тут главное — не увлекаться, а то с 23 января ещё один, популярный у нас Новый год — Дракона. Его принято праздновать 15 дней.

Крещение Господне, Богоявление — 19 января.

Праздник отмечают в день, когда 30 летний Христос принял крещение в реке Иордан. В тот момент на него сошёл Святой Дух в виде голубя, и Глас с Небес провозгласил: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором моё благоволение — произошло Богоявление Святой Троицы.

Накануне, в строжайшем посте, совершается водосвятие — особо важное торжество. Крещенская вода считается «самой святой», но святую силу получает и вода всех озёр и рек — и в полдень в них омывается сам Спаситель. В России есть обычай крещенских, красивых и торжественных, купаний в иордани — проруби на реке в форме креста. В лютые крещенские морозы это испытание и веры, и смелости. И кто крестится в этот день — будет счастливым на всю жизнь.

А крестьяне после обедни освящали скот — с иконой и кроплением богоявленской водой — но одевшись в шубу наизнанку, чтобы потрафить бесам, которые всё делают навыворот, и с угощением животных праздничными хлебами.

В этот день проводили смотрины невест в церкви или на площади, а то и рукобитье свадебное.

В старой Москве на Богоявление праздничный царский выход не имел подобного по торжественности — помазанник шествовал в Успенский собор, оттуда на освящение воды, чин которого на Москве-реке совершал сам Патриарх. А потом люди почтенные принимались за пиры-беседы, молодежь — за песни-игры утешные, а гуляки, вспоминая присловье «Чару пити — здраву быти!», — за «веселие».

Сретение Господне — 15 февраля.

Последний зимний праздник, встреча зимы с весной. Сопровождается сретенскими морозами: зима не хочет уходить и даёт последний бой.

Не все помнят, что в этот день младенца Иисуса увидел во храме св. Симеон — это символизирует встречу Нового и Ветхого Заветов — и неискупленное человечество отходит в вечность, уступая место христианству.

Зато известны множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», капель — к урожаю пшеницы, а ветер — фруктов. Надо начинать откармливать кур, чтобы неслись. И совершать по особому обряду заклинание мышей, которые оголодали, обнаглели и начали нещадно грабить крестьянские запасы. И пора починять летнюю сбрую.

Смотрите: и в Сретенье, и в другие праздники трудовые люди, несмотря на любое «веселие», помнили о своём труде, который когда с душой — и сам праздник.

Мы очень коротко рассказали о зимних русских праздниках. Интересно узнать больше? — Возьмите книгу В. А. Нэй «Русский праздник. Традиции и обычаи» (2011) — это практически первая современная попытка рассказать о них, с описанием быта и ритуалов, в ней много пословиц и поговорок, народных примет.