Уильям Гильберт. Электричество

Производство электромонтажных работ

Энциклопедия изобретений

Уильям Гильберт. Электричество

Электричество было всегда.

Речь не о молниях или огнях святого Эльма. Две тысячи лет назад в Месопотамии применяли гальванические элементы, древние египтяне использовали электрическое освещение в пирамидах, древние китайцы получали алюминий из каолина с помощью почти современных электрических технологий. Но никакие монографии и техпаспорта по ним до нас не дошли.

В античной Греции была распространена забава — натереть кусок янтаря об кошку, он (а может, некое неведомое содержащееся в нём вещество, называемое линкурием) будет притягивать кусочки мелкого мусора. Фалес Милетский, отец философии, в VII веке до н. э. придал этому явлению значение научного факта — и всё — последующие 22 века никаких объяснений этих артефактов и эффектов вплоть до 1600 года, никто не дал, в изучение толком не вдавался.

Пока лейб-медик королевы Великобритании Елизаветы I и короля Якова I Уильям Гильберт, изучавший воздействие электрических явлений на здоровье, не издал книгу «О магните, магнитных телах и большом магните — Земле…». В ней он не только изложил результаты своих 18 летних исследований (более 600 опытов) магнитных и электрических явлений, и концепций, их объясняющих, но и впервые провозгласил собственно слово — electricity — электричество.

Гильберт ввёл в научный оборот значимые открытия, наблюдения, приборы, термины.

Он натирал об кошку не только янтарь, но и алмаз, сапфир, хрусталь, стекло и другие вещества, которые он назвал электроноподобными, от греческого слова электрон — янтарь, и они тоже притягивали лёгкие тела — бумажки, соломинки. Для доказательства их электризации трением, ускользающее слабой, нужен был чувствительный прибор. И он изобрёл первый электроскоп — версор, состоящий из стерженька, подвешенного в одной точке наподобие магнитной стрелки — и выяснилось, что электризуются также металлы, дерево, комки земли и даже вода и масло.

Всё это требовало научных объяснений, а Гильберт, как-никак, имел дипломы Кембриджа и Оксфорда, был магистром искусств, доктором медицины, и доктором философии, и стал их искать. Два существовавших до этого отбросил — будто теплота обладает свойством притягивать, а янтарь нагревается от трения, и что истечения от натёртого янтаря вызывают разрежение воздуха, и всякие соломинки втягиваются в этот частичный вакуум. Ан нет, — сказал Гильберт, — теплота разрежает или конденсирует, а не притягивает, а в вакуум должно бы втягиваться и пламя свечи — а в его присутствии свойства янтаря ослабевают. горячие тела и пламя тоже должны были бы притягивать, и наэлектризованное тело должно было бы притягивать пламя находящейся поблизости свечи, но оно не только не притягивает его, а даже теряет свою силу в присутствии пламени.

И предложил свою теорию: все тела берут начало только от двух первичных элементов — воды и земли. Первые обладают свойством притягивать, потому что из воды исходят особые истечения, которые, подобно распростертым рукам, хватают предмет и проникают в него и, как бы зацепив его, удерживают, пока не ослабеют и, обессилев, не отпустят жертву. Красиво, да? И на мысли Фалеса о воде, как источнике всего сущего, похоже. Жаль, к электричеству отношения не имеет.

Но при этом Гильберт открыл явление утечки электричества во влажной атмосфере, его уничтожение в пламени, экранирующее действие на электрические заряды бумаги, ткани или металлов и изолирующие свойства некоторых материалов.

Уильям Гильберт вообще много чего открыл — и был прав, впервые в истории книгопечатания поставив своё имя впереди названия книги, подчеркивая свои заслуги.

Многие его объяснения схоластические и наивные. Но ещё до Ф.?Бэкона, родоначальника индуктивного метода в науке, он провозгласил опыт критерием истины, и все предположения проверял специально поставленными экспериментами — как основой исследования, вопреки господствовавшей со времён Аристотеля созерцательной науке.

И в поддержку гелиоцентрического учения Коперника и вывода Джордано Бруно о том, что Солнце — лишь одна из бесчисленных звезд во Вселенной выступил первым в Англии.

А уж написать– впервые со времён Фалеса Милетского — трактат об электричестве и магнетизме, утверждать, что Земля — большой магнит, когда о её магнетизме никто не подозревал, и притяжение южного конца магнитной стрелки к северному полюсу объяснялось стремлением к северным звёздам, подобно тому, как за солнцем следует подсолнечник — это Что-то.

Ещё Гильберт выяснил, что притяжение магнита и притяжение янтаря имеют разную природу, и в его время их действительно надо было в исследованиях разделить.

Магнитами врач Гильберт тоже занимался: надо же было выяснить, правда ли толчёный магнит — сильное слабительное и, как пишет Джамбаттиста делла Порта в книге «Натуральная магия», что магнит помогает в постели изобличить прелюбодейку…

Но об этом расскажем в следующий раз. И начнём со слов: Уильям Гильберт, основоположник учения об электричестве и магнетизме, родился 24 мая 1544 в городе Колчестере, графство Эссекс, года в семье главного судьи и члена городского совета. Умер в Лондоне 10 декабря 1603.