График работы в майские праздничные дни: 1 мая 2024г. магазины не работают. Подробнее
Прием заказов:
Продажа материалов, оборудования
и инструмента для электромонтажа

Встать на рельсы

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" декабрь 2014

В номере

Встать на рельсы
Встать на рельсы

Сегодня трамвайные линии проложены на всех континентах. Некоторые даже пересекают государственные границы. В одних городах этот транспорт является важнейшим элементом инфраструктуры, в других – частью пейзажа и туристической Меккой. На протяжении всей своей истории трамвай неоднократно находился на грани исчезновения. Этому способствовали урбанизация, автомобилестроение и мировые войны. Но электрические вагоны все равно дошли до наших дней.

История трамвая начинается с 30 х годов ХIХ века. Сначала появились конки — вагоны, запряженные лошадьми. Иногда в качестве животных использовались мулы и зебры. Впервые такой общественный транспорт заработал в американском Балтиморе в 1828 году. Несколько лет спустя конки пустили в Нью-Йорке и Новом Орлеане. Они сильно мешали движению, так как рельсы поднимались над асфальтом на 15 см. Все изменилось в 1852 году… Альфонс Луба изобрёл железнодорожные пути с жёлобом для реборды колеса, которые утапливались в дорогу. К началу ХХ века конки исчезли почти везде. Очень долго они просуществовали в мексиканском городе Селая. Там свой последний рейс «экипаж», запряженными мулами, совершил в 1956 году. А на британском острове Мэн конка работает по сей день. До широкого внедрения электрических трамваев существовали и другие виды этого транспорта — паровозные, канатные, пневматический и бензомоторные.

Теоретическую базу для создания пассажирских вагонов, питающихся на токе, разработала группа отечественных изобретателей во главе с Борисом Якоби в 1838 году. Позже их труды взял за основу другой ученый Фёдор Пироцкий. На участке железной дороги между Белоостровом и Сестрорецком он испытал принцип передачи электроэнергии по рельсам. 22 августа 1880 года Пироцкий сумел «двинуть» вагон. Питание обеспечила миниатюрная электростанция. Однако все осталось на уровне эксперимента. Поэтому изобретателем электрического трамвая считается немецкий инженер Вернер фон Сименс. Сконструированный им локомотив произвел настоящий фурор на Берлинской промышленной выставке в 1879 году. Транспорт использовался для катания посетителей. Скорость мини-поезда была 6,5 км/ч, а питался он от третьего рельса постоянным током напряжением в 150 В. Локомотив ездил по колее шириной всего 50,8 см. За четыре месяца на новом транспорте прокатились 86 тысяч гостей выставки. Окрыленный успехом экспериментальной модели, Сименс приступил к строительству электрической трамвайной линии в берлинском пригороде Лихтерфельд. Главный вагон получал ток напряжением 100 В через, а мощность мотора составляла 5 кВт. Первый трамвай, построенный компанией Siemens -and- Halske, прошёл по железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом в 1881 году. Это событие ознаменовало начало новой эпохи. Позже Сименс построил аналогичную линию в Париже.

В Российской империи первый электрический трамвай пустили 2 мая 1892 года в Киеве. Собрал его военный инженер Аманд Струве. В течение последующего десятилетия линии появились в Нижнем Новгороде, Днепропетровске, Курске, Витебске, Севастополе, Орле, Житомире, Казани, Кременчуге, Астрахани, Ярославле, Краснодаре, Риге, Твери и Смоленске. По Москве трамваи поехали в 1899 г, а по у только в 1907 г. Хотя первую линию в северной столице проложили ещё в 1894 году прямо по льду Невы. На востоке России первые электрические вагоны пустили во Владивостоке. Чуть позже в историю войдет цитата председателя ЦИК СССР Михаила Калинина: «Если в городе работает трамвай — значит, в городе действует Советская власть.»

А вот развитие США в этом направлении происходило независимо от Европы. За океаном первый электрический вагон поставил на рельсы в 1885 году изобретатель Лео Дафт. Однако линия имела ряд недостатков: использование третьего рельса приводило к коротким замыканиям при дожде, а напряжение в 120 В убивало кошек и собак. Позднее Дафту удалось создать двухпроводную контактную сеть, ставшая прообразом изобретённых позднее троллейбусных контактных сетей. Еще одним «американским трамвайным пионером» был Шарль Ван Депуле. Для питания он использовал однопроводную контактную сеть с постоянным напряжением в 1400 В. Однако настоящую революцию совершил Фрэнк Спрейг, придумавший троллейную штангу. Она оказалась гораздо надежней и безопасней третьего рельса. Позже Сименс разработал бугельный токосъёмник в виде дуги, который превратил трамвай в еще более надежное средство передвижения. Пик популярности транспорта пришелся на первую половину XX века. В 1939 году в Мытищах начался выпуск знаменитых вагонов «М-38», соответствовавшие всем мировым стандартам того времени. Но популярность автомобилей, автобусов и троллейбусов привело к заметному сокращению количества трамваев. Хотя в странах соцлагеря они продолжали пользоваться спросом. Огромный ущерб этому общественному транспорту по всей Восточной Европе нанесла Вторая мировая война. В городах, к которым приближалась линия фронта, уцелевшие трамваи использовались для перевозки военной техники и раненных.

Возрождение железнодорожного транспорта началось в 1970 х. Негативные последствия глобализации крупных городов заставили пересмотреть инфраструктуру. Строительство метрополитенов требовало крупных денежных вложений, а в некоторых мегаполисах это было невозможно по геологическим причинам. Новые трамвайные линии продолжают открываться по всему миру и в XXI веке. Самая крупная сеть на планете сейчас в австралийском Мельбурне. А старейший российский вагон, датированный 1895 годом, находится в Калининграде.

 
Каталог