Прием заказов:
Продажа материалов, оборудования
и инструмента для электромонтажа

Короткий век постоянного тока

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" декабрь 2013

В номере

Короткий век постоянного тока
Короткий век постоянного тока

(Из «Истории электростанций» О. Веселовского и Я.Шнейберга.

Продолжение. Начало в №№ 9-11(83-85) за 2013 год)

Уже при проектировании первых центральных электростанций столкнулись с трудностями, которые в достаточной степени не были преодолены в течение всего периода господства техники постоянного тока. Радиус электроснабжения определяется допустимыми потерями напряжения в электрической сети, которые для данной сети тем меньше, чем выше напряжение. Именно эти обстоятельства заставляли строить электростанции в центральных районах города, что существенно затрудняло не только обеспечение водой и топливом, но и удорожало стоимость земельных участков для строительства станций, так как земля в центре города была чрезвычайно дорога. Этим в частности объясняется необычный вид нью-йоркских станций, на которых оборудование располагалось на многих этажах. Положение осложнялось еще и тем, что на первых электростанциях приходилось размещать большое число котлов, паропроизводительность которых не соответствовала новым требованиям, предъявленным электроэнергетикой.

Не менее удивился бы наш современник, увидев первые петербургские электростанции, которые обслуживали район Невского проспекта. В начале 80-х годов они размещались на баржах, закреплённых у причалов на реках Мойке и Фонтанке. Строители исходили из соображений дешёвого водоснабжения, кроме того, при таком решении не нужно было покупать земельные участки, близкие к потребителю. В 1886 в Петербурге было учреждено акционерное «Общество электрического освещения 1886 г.» (сокращённо называлось «Общество 1886 г.»), которое приобрело станции на реках Мойке и Фонтанке и построило еще две: у Казанского собора и на Инженерной площади. Мощность каждой из этих станций едва превышала 200 кВт.

В Москве первая центральная электростанция (Георгиевская) была построена в 1886 на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка. Ее энергия использовалась для освещения прилегающего района. Мощность станции составляла 400 кВт. Ограниченные возможности расширения радиуса электроснабжения привели к тому, что удовлетворить спрос на электроэнергию со временем становилось все труднее. Так, в Петербурге и Москве к середине 90-х годов возможности присоединения новой нагрузки к существующим станциям были исчерпаны и встал вопрос об изменении схем сети или даже об изменении рода тока.

На центральных станциях с ростом их мощности локомобили, применявшиеся в качестве первичных двигателей блок-станций, постепенно вытеснялись стационарными машинами. Мощность этих машин составляла 100—300 л.с, частота вращения вала была относительно невелика (100—200 об/мин>), что привело к необходимости ввести между машиной и генератором ременную или канатную передачу. В связи с ростом мощности вскоре жаротрубные котлы были заменены на водотрубные паровые. В конце XIX и начале XX вв. преимущественное распространение в котельных зарубежных электростанций подучили котлы Бабкок-Вилькокс, а в России — котлы системы Шухова.

Основным топливом котельных с ручной загрузкой служил уголь, сжигавшийся на плоских колосниках. Расход угля при таком способе сжигания и отсутствии экономайзеров, подогрева воздуха и при плохой изоляции в 3—4 раза превышал расходы современных станций.

Рост потребностей в электроэнергии инициировал решительный поворот от поршневых паровых машин к паровым турбинам. Первая паровая турбина на электростанциях России была установлена в 1891 в Петербурге на реке Фонтанке.

В рассматриваемый период гидроэлектростанции строились редко в связи с трудностями передачи электроэнергии на большие расстояния. Удалённость нагрузки не превышала нескольких сотен метров. Первая идея увеличения радиуса распределения энергии за счёт понижения напряжения электрических ламп, подключавшихся в конце линии, не получила заметного распространения, так как при протяжённости сети более 1,5 км экономически выгодней было построить новую электростанцию. Другое решение, которое могло во многих случаях удовлетворить потребность, состояло и изменении схемы сети, перехода от двухпроводных сетей к многопроходным (фактически к повышению напряжения).

 
Каталог