electromontag с 1991 года Огромный ассортимент. Высокое качество. Доступные цены
проверка заказа
torg@electro-mpo.ru

+7 (495) 795-3775

+7 (495) 363-3773

Мобильная версия сайта

Газета ЗАО МПО «Электромонтаж»

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" декабрь 2008

В номере

Хобби-класс

  • Историческая реконструкция — игра серьёзных людей

Историческая реконструкция — игра серьёзных людей

Историческая реконструкция — игра серьёзных людей

Люди постигают мир, играя. В игре проходит детство, отрочество, юность, зрелые годы, меняются только сюжеты и игрушки. Чем взрослее человек, тем взрослее и глубже его игры, которые порой могут стать серьёзным увлечением, открывающим незаметную ранее многогранность человеческой натуры.

Для многих людей такой игрой стала история, а точнее – историческая реконструкция, т.е. воссоздание материальной, духовной культуры ушедших эпох.

Екатерина Владимировна Хазова, специалист отдела логистики ЗАО «МПО Электромонтаж», недавно приняла участие в проходившем в Казани XVIII международном конвенте фантастики, толкиенистики и ролевых игр «Зиланткон — 2008». Более 2 тысяч гостей из 200 городов России и ближнего зарубежья посетили 150 мероприятий: круглые столы, мастер-классы, конкурсы по темам: историческая реконструкция костюма, ролевые игры по фантастическим сюжетам, концерты менестрелей, спектакли, фильмы и многое другое. Маститые писатели встречались с начинающими и читателями. Бились на турнирах исторического фехтования рыцари. И был шикарный бал.

— Как началось это увлечение?

— Когда мне было 18 лет, подруга пригласила съездить на природу, познакомиться с интересными людьми и посмотреть на необычное действо. Прибыв на место, я не ожидала такого отдыха: облаченные в обычные одежды «воины» не на шутку рубились на мечах, сделанных из черенка лопаты, а к вечеру, когда всё поутихло, все уселись вокруг огромного костра, и менестрель взял гитару. Тогда я попала в круг людей, историков по образованию и призванию. Это было первое моё приобщение к только набиравшей свои обороты исторической реконструкции, и уже 8 лет – это часть моей жизни.

Ни о какой реконструкции определённых исторических эпох мы тогда и понятия не имели. Представления о средневековье заканчивалось на том, что «доспех должен быть прочным, а пива должно быть много».

— Так что же такое историческая реконструкция и в чем её отличие от ролевого движения?

— Эти два движения сродни друг другу отчасти.

Ролевые игры, самая известная среди них – толкиенизм, представляют собой моделирование описанных в книге ситуаций, костюмов и поведения героев. Ролевики, как правило, не углубляются в нюансы темы, отношения к миру, к действию, в которое погружаешься, более поверхностное. Костюмы шьются на машинке, об эпохах можно прочесть в течение месяца в интернете, а фантазия ограничена установками автора. Здесь нет строгих законов, человек произвольно может придумать образ, в котором он будет играть.

Историческая реконструкция – более ёмкое понятие, включающее изучение исторических документов, археологических находок и на основе прочитанного – восстановление одежды, оружия, предметов быта, обычаев изучаемого периода.

Реконструкторы — узкие специалисты, у них свои принципы и законы, независимо от того, какой эпохой и страной они увлечены.

Интересно, что многие, начавшие (как, к примеру, я) носиться по лесу, приходят к мысли, что это либо игра и ее пора останавливать, либо пора более серьезно интересоваться культурой средневековья. Вот так большинство из фэнтези перекочёвывают в серьёзное движение — реконструкцию.

— Но есть же еще и историческое фехтование?

— Да, это отдельное звено исторической реконструкции — воссоздание боевого искусства той или иной эпохи. Это контактный вид единоборств с использованием аналогов средневековых доспехов и вооружения. В «русском» варианте выучились делать прочные шлемы, кирасы, наручи, поножи, восстановили старые техники и выработали новые.

Бурное развитие движения пришлось на XXI век, в России и других странах появилось множество клубов исторического фехтования, стали проводиться крупные турниры. В 2004 году была создана Ассоциация Клубов Исторического Фехтования (АКИФ), введено разделение на «любительские» и «профессиональные».

— А чем Вы занимаетесь?

— Меня привлекло вначале историческое фехтование: техника, блоки, стойки, умение владеть мечом и не только. Участвовала в нескольких турнирах, даже заняла II место на одном из них в категории «меч — меч». Но со временем переключилась на историческую реконструкцию костюма по имеющимся историческим источникам (сохранившимся элементам, письменным и изобразительным памятникам и пр.).

Свои четыре средневековых платья шила 3 года. Можно пошить и за месяц – но тогда заниматься таким рукоделием надо каждый день, — всё равно, долго. Потому что настоящая реконструкция одежды подразумевает использование соответствующих тому времени материй. К примеру, Скандинавия. Это лён, шерсть, а многие ткани эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением – для работы с ними нужен был особый навык, тем более что шьётся всё вручную. Вручную вышивается и узор. Платье должно быть красивым и носким, как настоящее. А ткани уже к X веку в Скандинавии умели окрашивать в яркие тона, это тоже надо учитывать. К примеру, как получался коричневый цвет: брались железные опилки, ржавое железо, мягкая смола и всё это долго варили вместе.

И технику шитья, и эстетическую сторону, и ситуации, которым соответствует тот или иной наряд, реконструктор должен где-то вычитать, а книг мало, и большая часть на английском. Или увидеть фрагменты или хотя бы описания их среди археологических артефактов.

Но при раскопках до начала XX века исследователей часто интересовали только яркие находки: мечи, фибулы – застежки для одежды и т.д., а остатки одежд либо просто исчезали, либо надолго оседали в музейных запасниках. Только в 1938 году появилась первая академическая работа Агнесс Гейер, которая реконструировала наряд из рубахи, передника с лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами.

К 1980 году появились более подробные публикации по скандинавскому женскому костюму эпохи викингов. Например, нижняя рубашка из полотна была до щиколотки, поверх надевалось украшенное вышивкой (или без неё) платье из шерсти или шёлка, передник и, возможно, шерстяной пояс. Украшения были в виде металлических подвесок, изображающих валькирий, различных орнаментов и т.д. Впрочем, про орнаменты и мотивы на одежде викингов, про приёмы вышивки и про многое иное можно говорить годами.

В подобном платье я и посетила прошедший фестиваль в Казани. А в остальное время они просто висят в шкафу, каждое в отдельном пакете – на работу же не пойдешь в практически музейном экспонате.

— Глядя на костюмы и амуницию, можно представить, что это занятие дорогостоящее?

— Нет, не совсем так. Некоторые виды реконструкции действительно требуют больших вложений — дорого быть бойцом. А на фестиваль можно выехать в минимальном комплекте, к примеру – льняная рубаха и штаны.

— А где можно показать своё рукоделие и умение владеть мечом?

— Есть десяток разнообразных по тематике фестивалей. Например, «Старая Ладога» в 12 км от Волхова, в Ленинградской области. Помимо боевого компонента зрители могут лицезреть реконструированный военный лагерь эпохи викингов — подобный тем, которые можно увидеть только в Скандинавии. Отдельным блоком выделены ремесла, кухня. «Генуэзский шлем» – международный рыцарский фестиваль в Крыму — баталии, схватки на территории Генуэзской крепости в Судаке. Период X — XV века, очень зрелищно. Всероссийский военно-исторический фестиваль групп реконструкции средневековья «Русская крепость». В крепости Корела в Приозерске Ленинградской обл. проходят показательные сражения, соревнования по европейским боевым искусствам, конкурсы на лучший костюм и доспех, конный рыцарский турнир, гости могут услышать средневековую музыку и песни. А 10—11 января 2009 года в культурном центре «Ханой» (метро «Ясенево», Литовский б-р, д.7) Клуб исторического моделирования и фехтования «Паладин» проводит Х, юбилейный, «Рождественский Рыцарский Турнир». Будут представлены парные бои на мечах, массовые сражения, турниры лучников, конкурс-фестиваль исторического костюма.

В чём же смысл исторической реконструкции, помимо желания воссоздать быт и нравы ушедших времен? Возможно, это один из способов найти ответ на вечные вопросы: «Кто мы, откуда и зачем пришли? В чем наше предназначение?» Ведь кто не помнит прошлого, не имеет будущего. У Высоцкого, помните:

Ныне, присно, во веки веков, старина,

И вина есть вина, и цена есть цена,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если другом надёжно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из прошлого тащим.

Но не правда ль, добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.