График работы в майские праздничные дни: 1 мая 2024г. магазины не работают. Подробнее
Прием заказов:
Продажа материалов, оборудования
и инструмента для электромонтажа

Космос и электричество

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" апрель 2013

В номере

Космос и электричество
Космос и электричество

Даже и напоминать никому не надо, что 12 апреля — День космонавтики. Всё мировое сообщество признало международным праздником этот день — когда в 1961 году лётчик Юрий Гагарин совершил первый в мире пилотируемый космический полёт на советском корабле Восток. Всего один виток, всего 108 минут — и вот вам — начало новой эры…

Но ещё в 1924 году, тоже в апреле, в Москве при Военно-научном обществе Академии Воздушного Флота была создана секция реактивного движения — для объединения энтузиастов специалистов, изучающих вопросы межпланетных сообщений. Уже были известны теоретические статьи о ракетах немецкого учёного Германа Оберта и американца Роберта Годдарда, и калужского учителя Константина Циолковского, который ещё до них, в 1903 году математически обосновал возможность космических полётов. Почётным членом секции был, кстати, нарком, то бишь министр, обратите внимание, путей сообщения — Ф. Э. Дзержинский.

Тогда, к лету 1924 года Марс должен был впервые за сотни лет очень близко оказаться к Земле. И если английский фантаст Герберт Уэллс предрекал завоевание Земли злобными марсианами, то наш социалистический реалист-фантаст Алексей Толстой написал роман о том, как советский инженер прилетает на Марс, устраивает там пролетарскую революцию, их королева Аэлита, хотя и влюбившись в него, мешает ему сокрушить марсианский феодальный рабовладельческий капитализм. По роману сняли кинокартину, немую, но с впечатляющими для 20-х годов спецэффектами и выдающимися актёрами, вызвавшую фурор (даже сам её режиссёр Яков Протазанов не пробился на премьеру).

И вот этой секцией была организована в Москве Первая международная выставка межпланетных аппаратов и механизмов.

Стенды выставки знакомили с творчеством Николая Кибальчича, Константина Циолковского, Германа Гансвиндта, Германа Оберта, Роберта Годдарда, Макса Валье, Робера Эсно-Пельтри и других пионеров космонавтики. Под стеклом лежали документы и чертежи. У потолка на тонких нитях висели модели космических аппаратов.

Один из проектов принадлежал организатору выставки Александру Фёдорову: атомный ракетомобиль, движитель которого должен был работать на электрохимической энергии, представляющей собою результат использования внутриатомных процессов — ему предстояло стартовать с Земли, разгоняясь до 1000 км/ч в атмосфере тягой пропеллеров и подъемной силой крыльев, а далее — до 25 км/с, в пустоте межпланетного пространства винты и крылья убирались. Изобретатель задумывал ракетомобиль не только для установления межпланетных сообщений, но для межзвездных перелетов, полагая, что аппарат на внутриатомной энергии способен преодолеть огромные расстояния, выйдя в Дальний Космос.

В основе космического комплекса Георгия Полевого лежит совсем иной физический принцип: свойство соленоида выталкивать металлические предметы для создания мощнейшей электромагнитной пушки, которая позволит забрасывать снаряды на космическую высоту. Космостанция (электромагнитная пушка) Полевого представляла собой просверленный в горном массиве компрессорно-соленоидный тоннель, в котором по направляющим скользит особый вагон, заключённый в железный панцирь обтекаемой формы. Компрессорно-соленоидная станция сообщает панцирно-реактивному вагону скорость до 1600 м/с. При этом скорость поддерживается горением «реактивных труб», выходящих из панциря наружу. Достигнув высоты 150 км, панцирь автоматически раскрывается и происходит зажигание во всех трубах. Корабль уходит в космос, постепенно развивая скорость до 11 км/с, а панцирь на парашюте падает вниз и подвозится к станции для повторного использования.

Благодаря начальному импульсу, полученному от космостанции, корабль поднимается по инерции на большую высоту, где сопротивление среды будет уже незначительным. Значит, для сообщения вагону космической скорости потребуется горючих веществ значительно меньше, чем в ракетах, поднимающихся непосредственно с земли. Кроме того, отсутствие пропеллеров и других выступающих частей в межпланетном вагоне делает его лёгким и сравнительно небольшим, что облегчает маневрирование и возвращение на Землю, которая будет осуществляться планированием с контргорением (участием двигателей торможения).

Позже, при Ленинградском институте инженеров путей сообщения была организована Секция межпланетных сообщений, которая занялась разработкой нефтяных (до сих пор неизвестных технике) ракет, представляющих крупнейший хозяйственно-практический интерес.

К кружкам по исследованию и завоеванию мирового пространства обратился академик Д. А. Граве, который на страницах газеты «Коммунист» обращал внимание на необходимость использовать электромагнитную энергию Солнца, руководствуясь «не какими-нибудь фантастическими соображениями, а неумолимой логикой совокупности фактов. Солнце засыпает Землю тучами электронов и частиц распыленной ионизированной материи (ионы, протоны). Под влиянием притяжения земного магнетизма эти тучи электронов падают на Землю в виде гигантского водопада и влияют на земной магнетизм и заставляют его в своих усилениях и ослаблениях следовать в точности за периодом усиления и ослабления числа пятен на Солнце.

То есть, как видите, одной из первоначальных идей космонавтики уже в то время была не междупланетная социалистическая экспансия и не ракетная оборона от иноземных (ударение на Ы) завоевателей, а предвидимые проблемы обеспечения нас, землян, энергией.

Что по этому поводу думает член-корреспондент РАН Валерий Дудышев: современная цивилизация пока не умеет эффективно получать и преобразовывать энергию. Наибольший экологический урон планете наносят энергетика и транспорт, в частности, космонавтика. Выход из энергетического и экологического тупика состоит в поиске и создании новой экологически чистой энергетики и качественно новых чистых безотходных технологий получения и преобразования энергии. В околопланетном космосе и на самой планете миллионы лет уже четко работают сверхмощные природные электрические генераторы и двигатели. Природное электричество поступает к планете исходно от Солнца. Благодаря наличию потока солнечного ветра, взаимодействующего с магнитосферой планеты, вокруг нее непрерывно работает околопланетный магнитогазодинамический генератор. Причем, это генератор с огромной, трудно постижимой для понимания по человеческим меркам мощности.

Поэтому наша планета — это не просто огромный электрически заряженный космический шар и огромный магнит, но и супермощный экологически совершенный природный электромеханический преобразователь (мотор-генератор) солнечной энергии. Все процессы, происходящие на планете и вокруг нее — от полярных сияний, до ее вращения, времен года и непрерывного кругооборота всех природных явлений, — это по сути непрерывные и циклические процессы преобразования солнечной энергии в электромеханические и тепловые виды энергии природных явлений.

Дело за малым: придумать, как использовать эту энергию. Со времён первых спутников они летают с солнечными батареями –которые теперь есть даже в ассортименте МПО Электромонтаж.

В. Дудышев выдвинул идею использования для генерации электроэнергии естественной огромной разности электрических потенциалов над Землёй — она составляет до 300–500 киловольт на высотах 50–100 км относительно поверхности планеты. То есть надо растянуть электропроводящий внутри и электроизолированный снаружи трос от земли до орбитального спутника, вопрос только в том, чтобы согласовать энергию используемой плазмы и сопротивления троса.

Автор гораздо подробнее изложил идею — которая может показаться…

Но напомним: к концу 1920 х годов космические увлечения в СССР пошли на убыль: Советское правительство отказало в официальной поддержке Обществу изучения межпланетных сообщений, указав на то, что ее членам не хватает научных знаний. Тут бы посмотреть, кому не хватало знаний: именно в эти годы начинали работать Цандер, Королёв, Глушко, Челомей.

А в США, пока что, начали разрабатывать солнечные космические электростанции — связки солнечных батарей, в несколько километров в поперечнике и преобразовывающих свет в СВЧ-излучение, которое потом может дистанционно передаваться на Землю. Правда, по мнению многих учёных, СВЧ-луч может создать Земле не меньше проблем, чем самые грязные ТЭЦ. В России подобные проекты тоже существуют в Исследовательском центре им. Келдыша, РКК «Энергия» и ЦНИИмаш.

Но это перспектива 30 –40 лет, и неизвестно, кто будет первым. Хотя это и будет достоянием всего человечества. Как американская МКС и российские Союзы.

И как наш Юрий Гагарин и международный День космонавтики

 
Каталог