electromontag с 1991 года Огромный ассортимент. Высокое качество. Доступные цены
проверка заказа
torg@electro-mpo.ru

+7 (495) 795-3775

+7 (495) 363-3773

Мобильная версия сайта

Газета ЗАО МПО «Электромонтаж»

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" апрель 2010

В номере

Из странствий дальних

Из  странствий  дальних

Начальник отдела снабжения МПО Электромонтаж Марина Игоревна Ипатова побывала на Святой земле, в Иерусалиме, древнем, более 3500 лет, ближневосточном городе, в котором живут разноликие и разноязыкие люди, где расположены культурные памятники разных народов и святыни иудаизма, христианства и ислама.

А святынями являются для евреев Стена плача (Котель), для мусульман — мечети на Храмовой горе (Аль-Харам аль-Шариф), для христиан же всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых где ступала нога Иисуса.

— Марина Игоревна, что же подвигло Вас на это путешествие в Святую землю?

— Лет 20 назад я начала интересоваться священным писанием, житиями святых, сначала — просто «сюжетом». Вот повесть о Петре и Февронии. Муромский князь Пётр тяжело болел, и излечила его добродетельная и мудрая крестьянка Феврония, которую он взял в жёны. Бояре воспротивились простолюдинке, но князь не предал Февронию, и ушёл с ней из города. В Муроме тогда началась смертоубийственная борьба за трон, и бояре и горожане пришли с поклонами — и умолили Петра вместе с княгиней Февронией вернуться.

И, как сказано в Повести, Пётр с Февронией державствовали, живя по всем заповедям Божиим без порока, и были милостивыми ко всем людям, и богатств тленных не берегли, но от Бога богатели, и были городу своему пастырями. Когда подходило время их благочестивого преставления, приняли иночество, и умоляли Бога, чтобы им умереть в один день. И умерли в один час 8 июля 1228 года.

— В 2008 году Государственная дума РФ официально учредила 8 июля как День святых Петра и Февронии, покровителей любви, семьи и верности. Мне кажется очень правильным и трогательным, что государство придало такое значение примеру этих Неразлучных.

И я поехала в Муром, в Свято-Троицкий монастырь, где ныне покоятся их мощи.

А неподалёку, в селе Карачарове, в церкви Гурия, Самона и Авива (покровителей семьи) хранится икона с частицей мощей преподобного Илии Муромца: былинный богатырь канонизирован как герой народный и угодник божий, инок Киево Печерской лавры, где он почил в 1188 году.

Вот так я стала сопоставлять то, что написано в святых книгах с тем, что есть в жизни — с моралью, историей, и стала понимать что мы больше внимания обращаем на второстепенное, а наши прадеды — на главное: на силу духа и чистоту помыслов. Что Бог поругаем не бывает, а человек что посеет, то и пожнёт. Узнала, как учил Серафим Саровский, проповедник любви и мира и истинный подвижник: цель жизни состоит в стяжании Духа Святого.

Преподобный Серафим не только стяжал Его, но и 12 раз сподобился видения Богородицы, которая, божественным промыслом своим основала, трудами матушки Александры Мельгуновой, в 1765 году женскую монашескую обитель в Дивееве Нижегородской губернии, в коей он пребывал духовником.

— Дивеево — четвертый Удел Пресвятой Богородицы во Вселенной (первые три — Иверия, гора Афон, Киево Печерская Лавра), но это единственное место, куда она является ежедневно. Поэтому на тех, кто проведет сутки в монастыре, снисходит особая благодать, да и просто пребывание здесь изменяет и самочувствие, и внутренний настрой. Отец Серафим велел вырыть по периметру обители, где прошли стопочки Царицы Небесной, канавку, и говорил, что когда наступят трудные времена и на землю придет Антихрист, то эту Канавку, он не перескочит.

— Монастыри издревле защищали от ворога. И удивляет мастерство и мужество монахов, умевших отстоять свою святую землю — и малую, и обширную.

Один пример. В 1854 году к Соловецкому монастырю на Белом море подошли английские фрегаты, девять часов безрезультатно бомбардировали его, и убрались восвояси. Стены Соловецкой крепости — высотой 9 м, толщиной — 6 м, сложены из громадных валунов. Как могли несколько десятков насельников в XVI веке ворочать их, и даже воздвигнуть на 82 м в Успенском соборе необъятный монолит?!

— А Софийский собор в Киеве! Как сумели русичи тысячу лет назад создать это чудо красоты и величия! — восклицает Марина Игоревна. — И это был памятник, символ единства, политического и идейного главенства Киевского князя Ярослава Мудрого на Руси.

А вот Сергия Радонежского называют объединителем земли Русской, с него начинается расцвет общежительного монашества, именно тогда, с XIVвека, Русь стали называть — Святая.

В 1339 г двадцатилетний потомок знатного боярского рода Варфоломей построил своими руками келью и церковь в глухом лесу, и долго жил в чаще отшельником, потом вокруг сложилось братство из 12 иноков, признавших его своим игуменом — Сергием. Вселенский Патриарх Константинопольский благословил устройство общежительного, то есть живущего не на подаяния, а на собственную хозяйственную деятельность, монастыря. Здесь теперь Троице-Сергиева лавра.

Сергий Радонежский примирял враждующих князей, что было важно в преддверии Куликовской битвы — убеждал тихими и кроткими словами. Сам князь Димитрий перед сражением приезжал к преподобному помолиться вместе с ним — Сергий благословил его и предрёк победу православного воинства.

— Сейчас в Сергиевом посаде во время службы ВСЕ прихожане поют, — рассказывает Марина Игоревна, — мелодии прекрасны, а слова глубоки. Пение, как и само православие — это единение и красота.

Неожиданный пример: в Варнице, на родине Сергия Радонежского, к 700 летию его рождения всем миром строится храм во имя его. Каждый, приезжающий сюда, может купить кирпич для заложения в стену и подписать его своим именем — как знак общности и с другими паломниками, и с преподобным Сергием.

Ещё о красоте, которую видела Марина Игоревна, вкратце — и о духе.

Все русские киносказки сняты в древних святых местах. Например, в Переславле-Залесском с его шестью монастырями, и в Сергиевом Посаде, Новгороде, Пскове. А построенный в 2005 г. жителями сёл Орловщины храм Косьмы и Димиана — в память павших на Курской дуге — совсем модерновый, он как свеча среди поля боя.

А к старцам Оптиной пустыни окормляться, исцелять душу, как раньше ездили и монашествующие, и миряне — в том числе Гоголь и Достоевский, так и сейчас многие стремятся восприять её особый дух.

— А что ещё характерно для тех мест, в которых Вы побывали?

— В каждом из них есть источники, очищающих дух и оздоравливающие плоть, и с каждым связаны легенды о чудесах.

Например, монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте под Переславлем основан в месте, где 29 мая 1423 г. ночью пастухи узрели в небе над болотом столп света, изливающийся с неба, а в нём Животворящий Крест с распятым Спасителем, и услышали глас о благодати Божией.

Или Свято-Антониев монастырь в Новгороде. Православный житель Рима Антоний, гонимый латинянами, уединился на берегу моря и год и три месяца, живя на камне, молился о единении с единомышленниками. Однажды камень оторвался от берега и поплыл — и через три дня приплыл в Новгород, где Антоний-римлянин основал монастырь…

— Но главное чудо — схождение Благодатного Огня в канун Пасхи, Воскресения Христова, в Храме Гроба Господня в святом Иерусалиме. Божественное пламя возгорается единственный раз в году, являя благую весть о воскресении Иисуса Христа, знамение победы Спасителя над грехом и смертию, и начало бытия мира, им искуплённого и освящённого.

Марина Игоревна — искренний человек, и православие для неё — не только область исследования нашего духовного богатства, но и образ мысли, часть жизни, и пример того, какой эта жизнь должна быть. И есть в православии — нечто исключительное, подобное святому благодатному огню, сходящему в Храме Господнем только перед православной Пасхой и только по православной молитве.

Бывают, конечно, и другие мнения. Один мой знакомый, сын еврея и персиянки, называл себя правоверным иудеем и был женат на православной. «Это только религии разные, — говаривал он в атеистические ещё времена, — а Бог един, и надо его в себе носить».

Главное, что земля там святая, где живут люди с любовью к ней и со святостью в душе.