График работы в майские праздничные дни: 1 мая 2024г. магазины не работают. Подробнее
Прием заказов:
Продажа материалов, оборудования
и инструмента для электромонтажа

"Мой белый город, ты цветок из камня..."

№9 (119) сентябрь 2016 г.

В номере

"Мой белый город, ты цветок из камня..."
"Мой белый город, ты цветок из камня..."

Мы продолжаем познавательные путешествия по родным и знаковым местам наших сотрудников. Сегодня мы в очередной раз покинем Россию и отправимся в Кишинев — город, в котором родился и вырос специалист отдела закупок «Электроустановочные изделия. Телефония. Телевидение. Компоненты СКС» Доба Анатолие.
Кишинев — столица и один из древнейших городов Республики Молдова. Его биография неотделима от двухтысячной истории предков — гето-даков и римлян: на нелегких этапах своего развития, в беспокойные средние века и в последующие столетия феодальной эпохи эта местность знавала годы подъемов и спада, периоды расцвета торговли и ремесел, претерпела очевидные экономические и культурные перемены, превратившись из старого провинциального местечка в настоящий современный город. Свидетельствами давно ушедших времен являются сохранившиеся в веках насыпи бывших сторожевых 13 сигнальных постов, некогда сооруженные на семи городских холмах, а также обнаруженные кое-где руины старинных крепостей, за стенами которых местное население укрывалось во время вражеских нашествий. История города воплотилась и в ныне существующих городских объектах: зданиях, памятниках, знаменательных местах, парках, скверах и пр.
— Наиболее распространённая версия, отмеченная более 125 лет назад в Новороссийском календаре, относит название города к старорумынскому названию Chişla nouă [Кишла ноуэ] — новый хутор — рассказывает Анатолие. Само слово «chişla» является заимствованием турецкого слова kışla со значением «барак». В Бессарабии это слово употребительно и означает «небольшой посёлок, хутор». Из-за характера образования названия (одна часть тюркская, другая — молдавская) современные исследователи сомневаются в справедливости этой точки зрения.
Изначально топонимы с элементом кишенёв встречаются в документах родом из тех территорий, которые были захвачены тюрками в XV в. и потом в течение нескольких столетий оставались местом концентрации кочевников, поэтому некоторые исследователи предполагают, что название города имеет не романское, а тюркское происхождение. Они считают, что слово произошло от половецкого слова кишения («kesene»), означавшего «место погребения, мавзолей». О существовании в районе современного Кишинёва печенежских погребений свидетельствуют археологические раскопки.
Другие версии связывают название с венгерским Kisjenő — «маленький Йено» (Йено — одно из венгерских племён, пришедших в Европу в 896 году).
После распада Советского Союза наметилась тенденция к изменению названий населённых пунктов Молдавии, в частности, началось активное внедрение слова «Кишинэу» в русский язык. В современной Молдавии это название часто используется как в официальных, так и в неофициальных документах на русском языке. В России принято написание Кишинёв.
— «Страной на пути всех бед» назвал летописец Молдову — продолжает Анатолие. Наш город лежит на том же пути и исторические бури столетиями бушевали над ним, Кишинев неоднократно вытаптывался татаро-монгольскими ордами и сжигался турками. Территория Молдовы расположена на стыке Западной и Восточной Европы и обитаема с древнейших времен. Первые по времени остатки позднепалеолетических стоянок, обнаруженных здесь археологами, относятся к 35–8 тысячелеиям до нашей эры, к 10–8 векам до н. э. — следы черняховской культуры, клады римских монет — к IV веку, поселения славян — к VIII — IX векам. Оставили следы своего пребывания древние римляне и кочевые племена, которые мигрировали по этой территории. Особенно опустошительными были набеги татаро-монгол Золотой Орды. Они продолжались до 90‑х годов XIV века, пока завоеватели не вынуждены были отступить под давлением европейских народов и с этой территори, корорая исторически входила в состав средневекового Молдавского государства.
Вряд ли найдется город, который дважды праздновал бы свое пятисотлетие, а Кишинев праздновал его дважды: при румынах в 1936 году и в 1966 при советской власти, а произошло это потому, что впервые в исторических документах Кишинев упоминается в 1436 году в грамоте воевод Молдовы Илие и Штефана Оанчя — логофету, главе господарской канцелярии, в которой уточняются границы сел земли у реки Реут, жалованной ему за верную службу. Там же упоминается и Кишинев: "… и на реке Бык, по ту сторону, в долине, спускающейся к Кешенэулуй луй Акбаш, у источника, где находится татарское селение возле лесочка…" А по советской историографии населенный пункт на месте современного Кишинева упоминается в 1466 году в жалованной грамоте молдавского господаря Штефана Великого своему дяде, боярину Влайкулу, на право владения селищем Кишинев у колодца Албишоара. Более 100 лет потомки Влайкула владели этими местами.
— В нашем городе было возведено множество замечательных памятников, жаль что не все из них сохранились до сегодняшних дней. Наш народ бережно хранит все, что завещали нам предки, мы укрепляем культуру, основываясь на трезвом и объективном анализе положительного и отрицательного исторического опыта. Не должно быть иначе, поскольку памятники — исторические свидетели, и какой бы история ни была, нравится она нам сегодня или нет, никто не имеет права лишать будущие поколения возможности общения с этими немыми свидетелями. Именно поэтому в Берлине рядом с памятником Бисмарку, на той же стороне улицы, находится памятник русскому солдату.
В Кишиневе у главного входа в парк Штефан чел Маре находится памятник молдавскому господарю. Памятник отлит в бронзе по проекту кишиневского скульптора Александра Плэмэдялэ, был открыт в 1928 году. Памятник А. С. Пушкину — самый старый из сохранившихся памятников в Кишиневе, был установлен в 1885 году на средства, собранные кишиневцами по подписному листу (1000 рублей золотом), является точной авторской копией верхней части памятника А. С. Пушкину, установленного в Москве на Пушкинской площади. Тринадцатиметровая Триумфальная арка с часами была возведена по предложению бессарабского генерал-губернатора Михаила Семенововича Воронцова (1782–1856) на главной площади Кишинёва в 1841 в честь победы России в Русско-Турецкой войне (1806–1812). Сейчас арка называется Святыми воротами (Porțile Sfinte молд.). Позади — кафедральный собор Рождества Христова, построенный в 1830–1836 в стиле русского классицизма.
На холмах старого Кишинева из первых построек сохранились Мазаракиевская (1752), Рышкановская (1777) и Благовещенская церковь (1807). Они имеют характерный для молдавского средневекового зодчества трехлепестковый план и так называемый "молдавский свод" — два яруса арок, поддерживающих барабан с куполом. В те годы по своему внешнему облику Кишинев мало напоминал город. Вытянутый вдоль правого берега реки Бык от Мунчештской дороги на юге до Оргеевской на севере, он состоял из разобщенных неблагоустроенных слобод, кривых улиц и переулков, без четко обозначенного центра и общественных зданий. Но в 1817 году по составленному плану уже определился центр города, были спланированы новые улицы и кварталы. Хочется верить, что архитектурный облик нашего города с каждым годом будет изменяться к лучшему.
А самая известная песня о Кишинёве — «Мой белый город» на музыку композитора Е. Д. Доги и слова Г. Водэ из фильма Днестровские мелодии (мелодию этой песни играют куранты часов, находящихся на здании Примарии Кишинёва)
— Сегодня наш город располагает всей современной инфраструктурой, сегодня — это город, с уверенностью и надеждой глядящий в будущее. 


 
Каталог