График работы в майские праздничные дни: 1 мая 2024г. магазины не работают. Подробнее
Прием заказов:
Продажа материалов, оборудования
и инструмента для электромонтажа

Электроснабжение блокадного Ленинграда

№1 (111) январь 2016 г.

В номере

Победа

  • Электроснабжение блокадного Ленинграда
Электроснабжение блокадного Ленинграда
Электроснабжение блокадного Ленинграда Каждый год, в январе наша страна отмечает завершение одного из самых трагичных и героических периодов Великой Отечественной войны. 27 января 1944 года советским войскам удалось полностью снять блокаду Ленинграда, продолжавшуюся 872 дня. В честь 71 годовщины снятия блокады, наша газета хочет рассказать о том, как осуществлялось электроснабжение блокадного города.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда немецкие части группы армий «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. Все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации были разорваны. Город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и ЛЭП.
Энергетические потери с самого начала войны были колоссальными. В августе 1941 были выведены из строя все гидроэлектростанции, а также Дубровская ГРЭС. Передача электроэнергии прекратилась и с Волховской ГЭС. В самом Ленинграде также была демонтирована и отправлена в тыл часть оборудования. Топливо больше не подвозили к городским электростанциям. Осенью 1941 года выработка увеличилась почти в полтора раза — работали оборонные предприятия, в электричестве нуждались Ленинградский и Московский фронты. В результате были израсходованы почти все запасы топлива, и в декабре производство электро- и теплоэнергии резко снизилось. Для жителей был установлен лимит потребления. Первая блокадная зима стала самой страшной — остановились трамваи и троллейбусы, дома были обесточены и не прогревались, практически перестал работать водопровод, и все это в условиях жесточайших морозов.
25 января 1942 года стал самым тяжелым днем для энергетики Ленинграда: работала одна лишь ГЭС-1 (сегодня ЭС 1 Центральной ТЭЦ ОАО «ТГК-1»), при этом ее нагрузка составляла всего 3000 кВт. Топлива оставалось на несколько дней, и электроэнергию получали только хлебозавод, госпиталь и Смольный.
В начале февраля 1942 года ночью у электростанции замерзли паровозы, и стало невозможно подавать топливо. Станция полностью остановилась. Утром работники станции неимоверными усилиями смогли пустить один паровоз, сделать нужную подачу топлива и растопить котел для запуска турбогенератора.
Котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который поставляли с торфопредприятий Всеволожского района. Для заготовки торфа формировались специальные «женские бригады», но наработанные запасы быстро иссякали. Пуск котла на «Красном Октябре» позволил повысить нагрузку до 21–22 тыс. кВт из возможных 23–24 тыс. кВт. (в 2010 году легендарная станция выведена из эксплуатации, а на ее месте построена новая). Таким образом, 31 марта 1942 года были запущены грузовые трамваи. А уже с 14 апреля по 6 маршрутами стали развозить горожан и пассажирские трамваи. Как вспоминает Олег Шаров — ветеран ОАО «Ленэнерго» с 63‑летним стажем, будучи студентом ремесленного училища при «Ленэнерго», восстанавливал электроснабжение Ленинграда — «Так как в городе не хватало топлива — угля, то было решено, что с угля станции переведут на торф. Торфа в городе хватало. Самые торфяные места были во Всеволожском районе. Пришлось переделывать все оборудование. И как следствие — установка автоматики, релейной защиты. Мы работали всю блокаду. В самое тяжелое время. В 1942 году зимой нам дали задание — подать напряжение на местную подстанцию около Смольного, чтобы пустить трамваи. 4‑я ГЭС работала на угле — котло-турбинщики переводили ее на торф, а мы автоматику, релейную защиту настраивали, чтобы станция работала на торфе. И 14 апреля 1942 года были пущены трамваи по Ленинграду. Это наша была заслуга».
Наступление наших войск на Волховском фронте, освобождение города Тихвина предотвратило захват Волховской ГЭС и создало возможность восстановления станции, основное оборудование которой было демонтировано и эвакуировано в тыл страны. Вскоре начались работы по монтажу первых трех гидрогенераторов. В это же время в Ленинграде энергетики разрабатывали план восстановления и частичной реконструкции Волховских линий 110 кВ и линии 35 кВ, а также прокладки кабеля через Ладожское озеро.
Кабель, который планировали провести по дну Ладожского озера, изготавливался на заводе «Севкабель», который постоянно находился под артобстрелом. Работали в основном женщины и дети. К началу августа 1942 года было готово более 100 км подводного кабеля марки СКС сечением 3×120 мм2 — «кабеля жизни». Интересно, что в блокадном Ленинграде не нашли подходящую бумагу для изоляции. Вместо нее использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег. Поэтому второе название «кабеля жизни» — «кабель с денежкой».
Трудность состояла в том, что прокладывать кабель можно было только ночью. Рядом проходила линия фронта — днем сохранялась большая опасность налета. В зону прокладки было направлено три строительных батальона, водолазы, связисты. В помощь им были мобилизованы рабочие ленинградских предприятий — в основном, женщины. Подстанции строились в лесу — для маскировки. Оборудование рассредоточили, аккумуляторные батареи, релейные станции укрыли в блиндажах. Вторая проблема была технологическая — применение традиционных методов проводки было невозможно. Новый способ разработали кабельщики «Ленэнерго» И. И. Ежов и Н. С. Туманов. Кабельная вставка длиной 22,5 км (более 40 барабанов) предварительно монтировалась в укромном месте в бухте Морье на железной барже водоизмещением 800 тонн. Затем в одну проходку по озеру (1‑я и 5‑я нитки были уложены в две проходки) со скоростью судов 2–2,5 км в час кабель укладывался на дно озера на глубину 18–20 м. С монтажной площадки на баржу кабель вручную подавался женщинами, которые тащили неподъемный груз (один метр весил 58 кг) буквально на своих плечах. Во многом благодаря этому Ленинград и смог выжить.
23 сентября 1942 года энергетики осажденного Ленинграда совершили почти невозможное — приблизительно в 9.40 утра в город вернулось электричество. Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС — Ленинград, включающее три подстанции, более 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, было выполнено за 45 дней вместо заданных военным советом 56 дней.
Из воспоминаний того же Олега Шарова — «23 сентября 1942 года было сделано пробное включение. С Кобоны подали напряжение. С нашей стороны дежурный проверил напряжение на кабельных линиях, включил разъединители кабеля и со стороны пульта нажал кнопку — включил выключатель 35 кВ, который подал напряжение на трансформатор, а с трансформатора уже напряжение пошло на высоковольтную линию, а с нее на промежуточную подстанцию (ПС) в Ваганове, оттуда на Ржевку — на 24 подстанцию «Ленэнерго». Она и сейчас существует. А с 24 подстанции уже в город через 16‑ю «Северную» подстанцию на Полюстровском проспекте. И 16 подстанция «Северная» уже стала распределять электричество».
Когда Ладога начала покрываться льдом, в дополнение к подводному кабелю энергетики построили «ледовую линию»: опорные столбы ЛЭП были вморожены в лед, а между ними натянуты провода. Электроснабжение Ленинграда существенно улучшилось: теперь каждая семья могла на 2 часа в день включать лампочку мощностью в 40 Вт. В условиях блокады это было огромной победой энергетиков и почти чудом для ленинградцев. После полного снятия блокады Ленинграда «кабель жизни» был поднят со дна озера и использован при ремонте городских линий. Большая часть кабеля была проложена под Невским проспектом.
Энергетическая блокада была прорвана! 
 
Каталог