electromontag с 1991 года Огромный ассортимент. Высокое качество. Доступные цены
проверка заказа
torg@electro-mpo.ru

+7 (495) 795-3775

+7 (495) 363-3773

Мобильная версия сайта

Газета ЗАО МПО «Электромонтаж»

№01 (123) январь 2017

В номере

Мой город

  • «…Весь воздух здесь пропитан авиационным духом»

«…Весь воздух здесь пропитан авиационным духом»

«…Весь воздух здесь пропитан авиационным духом»

Сегодня мы отправимся на восток от Москвы по Горьковскому шоссе, в поселок Монино, где родился и проживает рабочий склада № 3 Купцов Денис Вячеславович.
По одной из версий, история Монино берет начало от маленького хутора, владельцем которого был некто Монин. От хутора проходила просека. Эта лесосека использовалась для заготовки шпал в Богородском уезде. По другой версии — «Монино» образовано по названию местности «Мунинская пустошь» (межевая ведомость от 23 августа 1792 года). Название Монино или Мунино можно перевести с финно-угорской языковой группы как «Моё хозяйство». По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года — разъезд Монино Осеевского сельсовета Щёлковской волости Московского уезда в 4,5 км от Владимирского шоссе и рядом со станцией Монино Северной железной дороги, проживало 28 жителей (22 мужчины, 6 женщин) в 3 хозяйствах, при нем имелась шерстоткацкая фабрика.
— Нельзя сказать, что поселок Монино, точнее поселок городского типа, такой же как и тысячи подобных поселков по всей России. Здесь, как говорится, весь воздух пропитан авиационным духом. Вся история Монино неразрывно связана с авиацией, — говорит Денис.
В 1921–1928 годы состоялся переход Военно-Воздушного флота с военного положения на мирное, началось его возрождение, а потом и развитие в новых условиях. Несмотря на немалые трудности восстановительного периода и сложное экономическое положение страны, авиации уделяли много внимания, делалось все возможное для ее становления и укрепления. Авиационные стройки были поставлены в привилегированное положение, пользовались правом внеочередного снабжения материалами, машинами, рабочей силой. Страна начала возводить гигантские авиационные предприятия и новые аэродромы. Один из них соорудили в Подмосковье, в 40 км восточнее столицы, где раньше находилась большая поляна, окруженная болотами. Однако, для аэродрома места не хватало, поэтому предстояло вырубить сотни хвойных деревьев, выкорчевать пни и кустарники, выровнять поверхность и только после этого заложить на ней бетонные рулежные дорожки и две взлетно-посадочные полосы длиной по 850 м. Одновременно необходимо было соорудить огромные ангары, а также служебные здания и жилой городок. Словом, учитывая, что строительной техники в то время не хватало, работа предстояла чрезвычайно трудная. Нужны были пути для подвоза стройматериалов. От железнодорожной станции Щелково стали прокладывать однопутную ветку. Конечную станцию сделали на месте бывшего хутора. Вскоре на станцию начали прибывать строители аэродрома. В его строительстве участвовало более пяти тысяч человек различных специальностей и около тысячи крестьян, мобилизованных со своим гужевым транспортом и домашними инструментами.
Руководил строительством комбриг К. В. Маслов. Он же одновременно занимался и формированием первой тяжелой бомбардировочной бригады. Строительство авиационной базы еще продолжалось, когда в 1930 году летчик М. М. Громов начал испытания нового туполевского тяжелого четырехмоторного цельнометаллического самолета ТВ‑3. Много групповых дальних перелетов ТБ-3, а затем и ДБ-3 было совершено с аэродрома в Монино. Здесь был сформирован авиаполк дальних разведчиков. В августе 1941 года отсюда вылетали на бомбежку Берлина.
— Впоследствии на базе аэродрома был создан Центральный музей ВВС. Именно благодаря музею, в первую очередь, Монино известно не только в России, но и за рубежом, — рассказывает Денис.
В 1958 году было принято решение о создании Музея Военно-воздушных Сил страны. К этому времени в Монино проживало уже более 10,5 тысяч человек. 23 февраля 1960 года музей принял первых посетителей, поток которых растет и составляет в среднем 200 тысяч человек в год. В нем можно увидеть различные самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, относящиеся ко всей истории отечественной авиации — от 1909 г. до наших дней. Кроме того, в залах экспонируются модели летательных аппаратов, уникальные фотоматериалы и редкие документы, которых в музее более 37 тыс.
В 1958 году музей располагал бомбардировщиком Ту-4, истребителями Ла-15 и Ла-11, учебно-тренировочными самолетами По-2, Як-18, одним планером, 20 авиапулеметами и пушками. Большие трудности при организации музея были связаны с поисками старых летательных аппаратов. По этому поводу Главнокомандующий ВВС специальным приказом обязал всех командиров воинских частей и подразделений ВВС передать в создаваемый музей устаревшие образцы авиационной техники и, в первую очередь, самолеты. В поиске утраченных машин музею помогали группы энтузиастов‑поисковиков. Они составили карты-схемы обнаруженных самолетов, изучили их состояние, возможность эвакуации и восстановления. И эта работа принесла успехи. Часть найденных ими самолетов была восстановлена и теперь находится в экспозиции. Это бомбардировщик ДБ-3 конструкции С. В. Ильюшина, его же знаменитый бронированный штурмовик Ил-2, скоростной бомбардировщик СБ, истребитель Як-9 ОКБ А. С. Яковлева. Известны места, где лежат еще четыре с лишним десятка старых самолетов, и сотрудники музея изучают данные о них, а также возможность эвакуации и восстановления.
— Если говорить о музее, то стоит вспомнить о том, что в Монино существовала Военно-воздушная академия, впоследствии получившая имя Юрия Гагарина, которая функционировала до 2011 года.
В 1940 году в поселке Монино задумали разместить Военно-Воздушную Академию. В это время в Монино уже был первоклассный аэродром, где могла базироваться авиационная эскадрилья академии, классные помещения для занятий, в домах можно было поселить до 1160 семей, а в казарменных помещениях до 2500 человек. Правда, здесь уже находилась школа младших авиационных специалистов и ее нужно было перевести на новое место. Все вопросы вскоре были решены в пользу академии. Среди ее выпускников — 780 Героев Советского Союза, в том числе трижды Герой Иван Кожедуб.
— Есть еще один музей в Монино, он менее известен, чем музей ВВС — это музей продовольственной службы. Здесь тоже есть на что посмотреть — от котелков и имущества квартирмейстеров до современных походных кухонь, столовых, хлебозаводов, мельниц, образцов пайков, включая космонавтский.
— Конечно, не только авиацией сегодня живет поселок. Я, как и большинство жителей поселка, являюсь болельщиком местного регбийного клуба «ВВА-Подмосковье». Когда команда проводит домашний матч на стадионе, то в этот день городок вымирает, люди идут поддержать команду семьями.
Команда по регби основана в 1967 году при Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. До 2002 года команда называлась «ВВА им. Ю. А. Гагарина». Выступает в чемпионате России по регби. Является самым титулованным клубом в отечественном регби. Инициатором создания команды был начальник академии, маршал авиации, Герой Советского Союза С. А. Красовский. Играющим тренером стал Евгений Иванович Антонов, которого вместе с «костяком» игроков пригласили из команды МВТУ. В 1968 году монинская команда участвует в первом первенстве РСФСР по регби и по его итогам занимает первое место, которое вывело команду в полуфинал чемпионата СССР. В полуфинальном турнире ВВА переигрывает вильнюсский «Политехник», но уступает МВТУ 9:24, ставшему в итоге чемпионом СССР, и — в упорной борьбе — тбилисскому «Локомотиву» 6:9. В 1969 году ведущие игроки МВТУ перешли в монинскую команду. Усиленная команда уверенно занимает первое место на предварительном этапе союзного первенства в Туле, а в финальном розыгрыше в Новой Каховке завоевала своё первое золото чемпионата СССР. В настоящее время «ВВА-Подмосковье» — флагман российского регби и базовая команда национальных сборных команд России по классическому регби и регби-7.